Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
Елена Варнавовна Нагаевская: «Бахчисарай — это на всю жизнь» — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Елена Варнавовна Нагаевская: «Бахчисарай — это на всю жизнь»

Среди прежних сотрудников Бахчисарайского музея-заповедника есть немало людей, оставивших значимый след не только в жизни музея, но и в искусстве. Так, за долгие годы существования музея его сотрудниками были известные художники: Усеин Боданинский, Владимир Яновский, Елена Нагаевская. Именно о последней пойдет речь в этой статье. Художник, искусствовед, она долгие годы прожила в Бахчисарае и посвятила этому городу свои силы, свою любовь, свою жизнь. «Бахчисарай — это на всю жизнь», — так она пишет в письме к мужу, известному советскому искусствоведу А. Г. Ромму.

В марте 1950 года Елена Варнавовна получает письмо от своего бывшего научного руководителя Е. В. Веймарна с приглашением на работу в Бахчисарай. Конечно, предложение не могло не заинтересовать молодого художника и искусствоведа: исследование фресковой живописи пещерных городов Крыма, создание панно для экспозиции музея, научная и фондовая работа. Правда, семейные обстоятельства и работа в Москве не позволили ей немедленно отправиться в Крым. Через год, 20 мая 1951 года, Елена Нагаевская зачислена на должность научного сотрудника в Музей пещерных городов.

Директором музея в тот момент была Эсфирь Абрамовна Дубинская, завхозом — ее брат Яков Абрамович Дубинский. С этой семьей у Елены Варнавовны завязалась дружба, длившаяся многие годы. После увольнения Дубинских из музея, Нагаевская принимает фонды музея и выполняет обязанности заведующей фондами. Она неоднократно посещает археологические экспедиции, проводившиеся музеем совместно с Институтом археологии АН СССР. Так, в октябре 1952 года работает в Инкерманской археологической экспедиции. Кроме того, ей поручают большую тему «Строительство Феодосии в 19-м веке», предлагают написать статью в журнал «Огонек» о пещерных городах, подготовить лекции о Чуфут-Кале, о возникновении христианства в Крыму и другие.
Помимо научной деятельности, музей предоставляет и возможность работать по призванию — Нагаевская пишет по заказу музея большие живописные панно: «Эски-Кермен», «Мангуп», «Качи-Кальон», изготовляет копию фрески из керченского склепа.
Этот продуктивный и насыщенный период, к сожалению, продлился недолго. В январе 1953 года Елена Нагаевская уволняется из музея. Это связано с тяжелым периодом в ее жизни, наступившим после болезни и смерти мужа в декабре 1952 года. Во многом Елена Варнавовна винила себя, свою невнимательность, свою жизнь на два города — Москву и Бахчисарай.

Тем не менее, Нагаевская не оставляет Бахчисарай. Она покупает небольшой дом на ул. Восточной и полностью посвящает себя живописи. Елена Варнавовна становится своеобразным культурным центром Бахчисарая. Ее друзья и родственники часто приезжают сюда: среди них Александр Куприн, Ольга Мануйлова, Григорий Петников, Мария Степановна Волошина.

Остается верна и Бахчисарайскому музею: в 60-х годах работает здесь временным экскурсоводом, о чем сохранилась запись в книге приказов Бахчисарайского историко-археологического музея за 1963 год.

В 1965 году Нагаевская принимается за еще один масштабный труд — написание путеводителя «Бахчисарай и его окрестности». Большое внимание в этой работе уделила Елена Варнавовна и Ханскому дворцу, и Чуфут-Кале.

Собирая информацию для книги, она приобретает много знакомых, готовых помочь ей в этой непростой задаче. Одной из таких знакомых стала известная женщина, караимка по национальности, Селита Кушуль. Селита во многом консультировала Елену Варнавовну по вопросам истории Чуфут-Кале, караимов, и помогала расставить в этих главах правильные акценты. Еще одним эпистолярным другом стал для нее Василий Дмитриевич Симов-Гирей, потомок знаменитого рода Гиреев. Он, как и Елена Нагаевская, тяжело переживал пренебрежительное отношение к истории Крыма и Бахчисарая. «Интересно знает ли Музей Бахчисарайского дворца, что в 2-3 км от Бахчисарая в с. Салачике находится могила первого доброжелателя Московского Госсударства Хаджи-Гирей хана, мавзолей которого (исторический памятник) отдан дому инвалидов под складское помещение. Положение не похвальное. Очень прошу Вас, Елена Варнавовна, проверьте это возмутительное дело и не откажите в сообщении мне», — пишет он в одном из писем.

Наконец, в 1968 году путеводитель «Бахчисарай и его окрестности» увидел свет и выдержал три издания.
Она прекрасно понимала, насколько ценное культурное и историческое наследие оставили народы, населявшие Крым на протяжении тысячелетий, и что задача музейных работников, да и просто чутких и понимающих людей — сохранить это наследие во что бы тони стало для потомков. В 1957 году она многократно обращалась в органы власти Бахчисарая и Симферополя, писала заявления и подключала к спасению мечети и Азиса своего друга, известного художника Александра Васильевича Куприна. Благодаря их усилиям, были спасены от полного уничтожения мечети и мимбер мечети дервишей.

Хотя совсем недолгий период времени Елена Нагаевская была сотрудником сначала Музея пещерных городов, а потом Бахчисарайского историко-археологического музея, своей жизнью, своими поступками, она доказала, что она стала настоящим «музейщиком». Живя в Крыму, в Бахчисарае, Елена Варнавовна понимала, насколько ценны памятники, сохранившиеся в этом городе и придающие ему неповторимый восточный колорит, поэтому всеми силами пыталась воспрепятствовать их разрушению и исчезновению памяти о них. В своих картинах и акварельных зарисовках она запечатлела пещерные храмы и монастыри, архитектурные памятники, некоторые из которых, к сожалению, до наших дней не сохранились. Многие из этих работ сегодня хранятся в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, одна из них — «Чуфут-Кале. Восточные ворота» — представлена в экспозиции Художественного музея.

Анна Балакаева, мл. научный сотрудник Художественного музея.

1) Нагаевская Е. В. Бахчисарай : очерк-путеводитель. — Симферополь: Таврида, 1976. — 111 с.
2) Соколова М. В. Единство душ. Елена Нагаевская и Александр Ромм. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. — 368 с.
3) Asanin Idris. Bir sergi tarihi / Idris Asanin// Nenkecan. — 2012. — № 5. — С. 10-15.
4) Соколова М. В. Дом-музей Е. В. Нагаевской и А. Г. Ромма в Бахчисарае. — Киев: Оригинал-М, 2006. — 16 с.
5) Фадеева Т. С., Соколова М. В. Бахчисарай и окрестности : путеводитель. — Симферополь : Бизнес-информ, 2000. — 208 с.

Прокрутить вверх