Ханский дворец в Бахчисарае – единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры, сохранившийся до наших дней. Он являлся административной резиденцией правителей Крымского ханства в XVI-XVIII вв. А упоминания о несохранившихся имениях, принадлежавших представителям ханского рода, можно встретить в описаниях путешественников и дипломатов, в разное время посетивших полуостров.

Одним из первых побывал в Крыму и зафиксировал увиденное арабский путешественник Ибн Баттута. Необходимо учитывать, что время его пребывания в Крыму относят к 1332 г., а полуостров в этот период являлся частью золотоордынских владений. Ибн Баттута посетил Феодосию, Судак, Старый Крым и Азов. Заметки этого автора являются ценнейшим источником информации, содержащим сведения экономического, этнографического и культурно-бытового характера. Интересно, что спустя почти 100 лет описанный путешественником Солхат становится административным центром новой государственной единицы – Крымского ханства – по праву считающего себя наследником Золотой орды. А тема историко-культурного наследия Крымского ханства продолжает будоражить умы ученых – археологов и историков, изучающих вопросы месторасположения бывших имений по архивным материалам, кадиаскерским книгам, а также дипломатической переписке и посольским отчетам, рассредоточенным в архивных учреждениях разных государств. На сегодняшний день мы располагаем информацией о нескольких дворцах, принадлежавших крымским правителям и находившихся в окрестностях Бахчисарая: Девлет-Сарай, Улаклы-Сарай, Ашлама-Сарай, Алма-Сарай, Сюрень-Сарай, Толе-Сарай / Качи-Сарай.

В результате переноса столицы из Солхата в Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале) Хаджи Герай основал резиденцию Девлет-Сарай, где выстраиваются мечеть, бани и высшее духовное учебное заведение Зынджирлы-медресе.

Подтверждающим документальным источником являются письма и ярлыки Менгли I Герая, в которых в качестве места издания ханских документов указываются Кырк-Ер и Девлет-Сарай. Упоминание Девлет-Сарая встречаются также у очевидцев-путешественников: польского дипломата Мартина Броневского (XVI в.) и османского путешественника Эвлии Челеби (XVII в.). Если польский посол дает общие сведения: «В конце этого города (Бахчисарая) есть другой город, называемый Салачик, с хорошими домами, построенными турецкими жителями. Ханский дворец, или дом, древними татарскими государями великолепно украшен зданиями, мечетями, гробницами и банями…», то Эвлия Челеби более подробно описывает внешний вид Девлет-Сарая: «… В узких местах с двух концов этого ущелья, от скалы до скалы, они протянули крепостные стены и установили деревянные ворота с каждой стороны… Дворец представляет собой каменное строение, маленькую крепостцу. Окружность его составляет двести шагов. По сторонам четыре башни… Внутри есть мечеть с двумя низенькими минаретами… На дороге, ведущей от дворца, есть высокий дворец правосудия там ханы проводили корюнюши, то есть собирали диваны».

Несмотря на археологические раскопки, предпринятые в 2004-2009 и 2011 гг. в указанной местности, исследователям пока не удалось обнаружить фундаменты дворцовых построек, а фундамент и планировка бань и сегодня доступны осмотру экскурсантов. Сохранились также мавзолей первых крымских ханов Хаджи и Менгли I Гераев и учебное заведение Зынджирлы-медресе.

Говоря об Улаклы-Сарае, следует отметить, что исследователи считают его одним из самых старых из вышеуказанных загородных дворцов, располагавшимся неподалеку от Девлет-Сарая, в одноименном селении Улаклы. В письменных источниках первой половины XVI в. упоминается о строительстве медресе крымским ханом Сахиб Гераем, а дворец использовался как временное местопребывание ханского семейства – жен и

дочерей. К сожалению, описания дворцовых построек не сохранились. Местоположение дворца не локализовано.

Летний загородный дворец Ашлама-Сарай находился у северных обрывов крепости Кырк-Ер (Чуфут-Кале), он утопал в зелени садов различных фруктовых деревьев, изобилии цветов, где звонкими голосами пели птицы, и протекала горная речушка Ашлама (с появлением кожевенных заводов переименована в Чурук-су). Описание сада и строений на его территории дает Э. Челеби в «Книге путешествий»: «Входящие в этот сад думают, что попали в вечный Рай… вода и воздух там так прекрасны, что если кто-нибудь погуляет там хоть один час, он забудет горе и печали и пребудет в радости…». Путешественник повествует о том, что «…Каждый из высокочтимых ханов в различных частях сада построил разнообразные позолоченные и расписные дворцы, и павильоны, беседки…бассейны…фонтаны».

Из российских архивных источников известно, что Крым Герай хан в 1764 г. в первый срок своего правления низложен Портой Оттоманской за различные провинности, в том числе за взимание денежных средств, строительных материалов и использование бесплатно работников из местного населения для устройства загородного дворца в урочище Ашлама. Об этом сообщает российский резидент при крымском хане Александр Никифоров. Перед приездом в Крым императрицы Екатерины II дворец должны были отремонтировать, но вместо этого, разобрали на строительные материалы и вывезли для строительства путевого дворца в Симферополь.

Загородный малый дворец Алма-Сарай раскинулся близ яблочных садов и виноградников Альминской долины в местности Хан-Эли (ныне Новопавловка). Шведский историк Тунманн (1764-1778) пишет об Алме или Алме-Сарае, небольшом городе с ханским жилищем. По свидетельству польского посла М. Броневского, иностранные гости размещались на Альме или в самом Бахчисарае. Ученый-историк П. Кёппен (1739-1864), отыскивая следы ханской резиденции Алма-Сарай, пришел к выводу, что располагался

дворец в местности Хан-Эли, а увиденный им дом, с вычурным потолком [по его предположению] одно из ханских жилищ. Известно, что в Алма-Сарае хан принимал делегации и издавал документы, местом подписания которых значится Алма-Сарай.

Малый дворец Сюрень-Сарай, выстроенный на берегу реки Бельбек в одноименном селении Сюрень (ныне Танковое), высоким слогом описал путешественник Э. Челеби. Повествовал он о саде, окружавшем дворец, пении многих тысяч соловьев и позолоченных ханских покоях. Крымский историк О. Гайворонский утверждает: «В XVI веке там [в Сюрень-Сарае] гостили во время приезда в Крым черкесские родичи крымских ханов, а в первой половине XVII столетия оттуда пришлось спешно эвакуировать ханскую семью, когда запорожские казаки, высадились с моря в Сары-Кермене …». Местонахождение дворца не локализовано.

О малой ханской резиденции Толе-Сарай (ныне Дачное), построенной в XVII-XVIII вв., писал крымский этнограф XIX в. В. Х. Кондараки, который указал, что обустроен дворец в 1654 г. ханом Мухаммед Гераем. В 1998 г. сотрудникам Бахчисарайского музея-заповедника удалось обнаружить предполагаемое место расположения дворцовых построек, где впоследствии, в 2013 г. проводились археологические раскопки, в результате которых выявили часть жилищно-хозяйственного сооружения. Археологические находки позволяют предположить, что исследуемый комплекс вполне мог иметь отношение к одной из загородных резиденций правителей Крымского ханства. В исторических хрониках, оставленных нам путешественниками и дипломатами, фигурируют два названия малых ханских резиденций, согласно месторасположению: Толе-Сарай и Качи-Сарай. Ведь в описаниях, как Толе, так и Качи-Сарай находились на берегу реки Кача. Крымский историк О. Гайворонский, предполагает, что речь идет об одной и той же резиденции.

Еще об одном дворце, строительство которого задумал последний крымский хан, мы имеем следующие сведения: Шагин-Герай планировал

перенести столичную резиденцию в приморскую Кафу, что, по его мнению, должно было способствовать развитию международных контактов. Несмотря на то, что дворец начали строить, планы хана не осуществились, а резиденция в Бахчисарае является не только единственным сохранившимся дворцовым комплексом, но и символом государственной власти периода Крымского ханства.

Младший научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,

Качка Д.Э.