Орнаментированное полотенце – это очень важный элемент традиционной материальной культуры многих народов. В традициях крымских татар полотенце играло важную роль в семейной обрядности, имело сакральный смысл, выполняло функцию оберега дома и его обитателей.

Безымянный-1Внутреннее убранство крымскотатарского дома впечатляло путешественников и исследователей: стены и углы в комнатах хозяйки украшали ткаными и вышитыми платками, полотенцами, это была «выставка трудолюбия женщин каждого дома, даже своего рода аттестация невест». Эвджияр («эв» – дом, «джияр» – убирать, украшать) – так назывались эти полотенца для украшения дома, каждое из которых имело особое название и играло свою роль (обрядовая, утилитарная, декоративная) в различных семейных событиях: рождении ребенка, обряде обрезания, свадьбах, похорIMG_3788онах, поминках.

Остановимся на полотенцах «къыбрыз» (Къыбрыз – о. Кипр, откуда привозили, вероятно, красители для пряжи), которые вырабатывались в ковровой (закладной) технике «атма-къыбрыз» (кипрское тканое полотно), наиболее распространенной в горных и прибрежных районах Крыма. На наш взгляд, данный вид полотенец, интерпретированный по-своему крымскотатарскими женщинами, также родом с Кипра.

Безымянный-1«Атма къыбрыз» – одна из четырех техник, бытовавших у крымских татар, давала возможность выработать яркий геометрический орнамент, цветные фрагменты которого отделялись друг от друга отверстиями «чильтер». Уток прибивался настолько плотно, что нити основы были не видны, и ткань получалась двусторонней. Основной пряжей была льняная, но применяли также хлопчатобумажную, конопляную, крапивную и в меньшей степени шелковую.

Основная цветовая гамма полотенец «къыбрыз» теплая: оттенки красного, синего, желтого, бежевый, черный, крайне редко – зеленый. Для окрашивания пряжи использовали красители на осноIMG_3693ве шелухи лука, пестиков шафрана, корней иудина дерева, корня и плодов барбариса, сафлора, дрока красильного, марены, кошенили (коричневый, красный и желтый), чернильного орешка (черный и коричневый), оболочки грецкого ореха (зелёный), цветных глин (голубой и розовый). Для закрепления красителей применяли купорос, квасцы, соль и уксус, древесную золу.

Безымянный-1Прямоугольное поле, расположенное от края до края, состоит из ритмично повторяющего рисунка, который по краям ограничивают два узких бордюра с мелким линейным орнаментом. Центральная часть полотенца – это гладкое либо с полосками из неокрашенной нити иного происхождения полотно (например хлопок с коноплей, льном или крапивой). Орнаментальная полоса, очень плотная и износостойкая, с первого взгляда воспринимается как чисто геометрическая. На самом деле богатый орнамент, объединяющий растительные, зооморфные, антропоморфные, архитектурные и пр. элементы, лишь геометризован и подчинен особенностям техники исполнения. Рисунок имеет четкую структуру и трехчастное деление.

В результате анализа форм нами выделены растительные, геометрические, зооморфные, антропоморфные, геральдические, знаки с охранительными свойствами (талисманы). Многие названIMG_3697ия, которые встречаются в ковроткачестве и вышивке, зафиксированы в довоенных фондовых книгах Бахчисарайского музея-заповедника: «павра» (краб), «къыскъач» (клешня или рак), «таракъ» (гребень), «сельби» (тополь), «пексимет» (сухарь), «базиргян софрасы» (базарный прилавок), «йылдылыз бакълава» (пахлава в форме звездочки), «деве бойну» (шея верблюда), «къошма бакълава» (пахлава с добавкой), «бакълава ичинде хач» (пахлава с крестиком в центре), «бота козьлю бакълава» (пахлава в форме глаза верблюжонка), «йылан» (змея), «су» (вода), «налбанд тезья» (наковальня), «къыркъаякъ» (сороконожка) и др.

Многие мотивы – это древние родовые знаки (тамги): «тарак» (гребень), «къаз аякъ» (гусиная лапка), «хач» (крест), «ок-яй» (лук и стрелы), «сенек» (вилы), «Сулейман йылдызы» (шестилучевая звезда, печать Сулеймана), «нал» (подкова) и пр.

Часто изображения выполняли функцию оберегов. Например, нательный амулет «амайыл» или «тильсим» у крымских татар в форме треугольника оберегал обитателей дома от дурного глаза. Усиливали это действие вписанные в фигуру маленькие треугольники или мотив «козь» (глаз), изображаемый в виде точки, круга, квадрата, маленького крестика в центре элемента.

IMG_3712Мужскую силу, храбрость и достаток символизировали мотивы «коч бойнузу» (рога барана) и «къыскъач» (клешни краба или рака). Женские мотивы – «сулюк» (пиявка) и антропоморфный «эли белинде къыз» (девушка с руками на талии – в ковровом ткачестве анатолийских турок), прообразом которой является тюркская богиня Умай, покровительница рожениц, младенцев и всей природы в целом. Возможно, ткани с таким орнаментом использовались в практике «эбанай» (повитуха) для привлечения высших сил божества в родовспоможении. Мотив «берекет» (достаток или изобилие) символизировал гармоничную, самодостаточную семью и состоял из мужского и женского мотивов «коч бойнузу» и «эли белинде къыз».

Один из древнейших тюркских мотивов, отражающих традиционное мировоззрение – «аят агъач» (древо жизни), изображаемый в виде тополя, кипариса, растительной ветви с цветами или плодами, трилистника, вазона с цветущим кустом. Антропоморфный мотив с женской символикой «индже бель» (тонкая талия) символизировал готовность девушки вступить в брак.

Часто встречается мотив «гуль» (роза, цветок) или «секизкошели йылдыз» (восьмиконечная звезда), знак начала нового этапа жизни.

Одним из самых редких являются ромб с двумя противоположно направленными лопастями, названный Боданинским У. А. «базиргян софрасы» (прилавок торговца на базаре), а также ромбовидная фигура в форме рыбы, которые также встречаются на туркменских коврах.

IMG_3731Аналогии крестообразных мотивов находим среди клейм византийского периода, это «хач» (крест), «къабакъ урлугъы» (семечко тыквы), «налбанд тезья» (наковальня), «эки тарафлы балта» (двусторонний топор). Исследователи отмечают, что ткачихи зачастую один и тот же мотив называли по-разному, в зависимости от сходства с каким-либо бытовым предметом, животным, растением и т.д.

Коллекция декоративных полотенец «къыбрыз» из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника является богатым наследием крымскотатарского искусства, которое, развиваясь на местной почве и вбирая в себя различные влияния, выработало собственный, ставший ныне брендом, крымский стиль.

Большая часть богатой коллекции декоративных полотенец «къыбрыз» ныне экспонируется в стенах бахчисарайского Ханского дворца. Познакомиться с историей формирования коллекции в музее, техниками ткачества, декором, символикой орнамента, бытованием можно в специальном издании Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника «Къыбрыз. Закладное ткачество крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника : каталог / С. Н. Абдураманова. – Белгород : КОНСТАНТА, 2017. – 148 с. (каталог можно приобрести в кассе Ханского дворца).

41705_Обложка

 Абдураманова С. Н. с.н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ