Орнаментированное полотенце – это очень важный элемент традиционной материальной культуры многих народов. В традициях крымских татар полотенце играло важную роль в семейной обрядности, имело сакральный смысл, выполняло функцию оберега дома и его обитателей.
Внутреннее убранство крымскотатарского дома впечатляло путешественников и исследователей: стены и углы в комнатах хозяйки украшали ткаными и вышитыми платками, полотенцами, это была «выставка трудолюбия женщин каждого дома, даже своего рода аттестация невест». Эвджияр («эв» – дом, «джияр» – убирать, украшать) – так назывались эти полотенца для украшения дома, каждое из которых имело особое название и играло свою роль (обрядовая, утилитарная, декоративная) в различных семейных событиях: рождении ребенка, обряде обрезания, свадьбах, похоронах, поминках.
Остановимся на полотенцах «къыбрыз» (Къыбрыз – о. Кипр, откуда привозили, вероятно, красители для пряжи), которые вырабатывались в ковровой (закладной) технике «атма-къыбрыз» (кипрское тканое полотно), наиболее распространенной в горных и прибрежных районах Крыма. На наш взгляд, данный вид полотенец, интерпретированный по-своему крымскотатарскими женщинами, также родом с Кипра.
«Атма къыбрыз» – одна из четырех техник, бытовавших у крымских татар, давала возможность выработать яркий геометрический орнамент, цветные фрагменты которого отделялись друг от друга отверстиями «чильтер». Уток прибивался настолько плотно, что нити основы были не видны, и ткань получалась двусторонней. Основной пряжей была льняная, но применяли также хлопчатобумажную, конопляную, крапивную и в меньшей степени шелковую.
Основная цветовая гамма полотенец «къыбрыз» теплая: оттенки красного, синего, желтого, бежевый, черный, крайне редко – зеленый. Для окрашивания пряжи использовали красители на основе шелухи лука, пестиков шафрана, корней иудина дерева, корня и плодов барбариса, сафлора, дрока красильного, марены, кошенили (коричневый, красный и желтый), чернильного орешка (черный и коричневый), оболочки грецкого ореха (зелёный), цветных глин (голубой и розовый). Для закрепления красителей применяли купорос, квасцы, соль и уксус, древесную золу.
Прямоугольное поле, расположенное от края до края, состоит из ритмично повторяющего рисунка, который по краям ограничивают два узких бордюра с мелким линейным орнаментом. Центральная часть полотенца – это гладкое либо с полосками из неокрашенной нити иного происхождения полотно (например хлопок с коноплей, льном или крапивой). Орнаментальная полоса, очень плотная и износостойкая, с первого взгляда воспринимается как чисто геометрическая. На самом деле богатый орнамент, объединяющий растительные, зооморфные, антропоморфные, архитектурные и пр. элементы, лишь геометризован и подчинен особенностям техники исполнения. Рисунок имеет четкую структуру и трехчастное деление.
В результате анализа форм нами выделены растительные, геометрические, зооморфные, антропоморфные, геральдические, знаки с охранительными свойствами (талисманы). Многие названия, которые встречаются в ковроткачестве и вышивке, зафиксированы в довоенных фондовых книгах Бахчисарайского музея-заповедника: «павра» (краб), «къыскъач» (клешня или рак), «таракъ» (гребень), «сельби» (тополь), «пексимет» (сухарь), «базиргян софрасы» (базарный прилавок), «йылдылыз бакълава» (пахлава в форме звездочки), «деве бойну» (шея верблюда), «къошма бакълава» (пахлава с добавкой), «бакълава ичинде хач» (пахлава с крестиком в центре), «бота козьлю бакълава» (пахлава в форме глаза верблюжонка), «йылан» (змея), «су» (вода), «налбанд тезья» (наковальня), «къыркъаякъ» (сороконожка) и др.
Многие мотивы – это древние родовые знаки (тамги): «тарак» (гребень), «къаз аякъ» (гусиная лапка), «хач» (крест), «ок-яй» (лук и стрелы), «сенек» (вилы), «Сулейман йылдызы» (шестилучевая звезда, печать Сулеймана), «нал» (подкова) и пр.
Часто изображения выполняли функцию оберегов. Например, нательный амулет «амайыл» или «тильсим» у крымских татар в форме треугольника оберегал обитателей дома от дурного глаза. Усиливали это действие вписанные в фигуру маленькие треугольники или мотив «козь» (глаз), изображаемый в виде точки, круга, квадрата, маленького крестика в центре элемента.
Мужскую силу, храбрость и достаток символизировали мотивы «коч бойнузу» (рога барана) и «къыскъач» (клешни краба или рака). Женские мотивы – «сулюк» (пиявка) и антропоморфный «эли белинде къыз» (девушка с руками на талии – в ковровом ткачестве анатолийских турок), прообразом которой является тюркская богиня Умай, покровительница рожениц, младенцев и всей природы в целом. Возможно, ткани с таким орнаментом использовались в практике «эбанай» (повитуха) для привлечения высших сил божества в родовспоможении. Мотив «берекет» (достаток или изобилие) символизировал гармоничную, самодостаточную семью и состоял из мужского и женского мотивов «коч бойнузу» и «эли белинде къыз».
Один из древнейших тюркских мотивов, отражающих традиционное мировоззрение – «аят агъач» (древо жизни), изображаемый в виде тополя, кипариса, растительной ветви с цветами или плодами, трилистника, вазона с цветущим кустом. Антропоморфный мотив с женской символикой «индже бель» (тонкая талия) символизировал готовность девушки вступить в брак.
Часто встречается мотив «гуль» (роза, цветок) или «секизкошели йылдыз» (восьмиконечная звезда), знак начала нового этапа жизни.
Одним из самых редких являются ромб с двумя противоположно направленными лопастями, названный Боданинским У. А. «базиргян софрасы» (прилавок торговца на базаре), а также ромбовидная фигура в форме рыбы, которые также встречаются на туркменских коврах.
Аналогии крестообразных мотивов находим среди клейм византийского периода, это «хач» (крест), «къабакъ урлугъы» (семечко тыквы), «налбанд тезья» (наковальня), «эки тарафлы балта» (двусторонний топор). Исследователи отмечают, что ткачихи зачастую один и тот же мотив называли по-разному, в зависимости от сходства с каким-либо бытовым предметом, животным, растением и т.д.
Коллекция декоративных полотенец «къыбрыз» из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника является богатым наследием крымскотатарского искусства, которое, развиваясь на местной почве и вбирая в себя различные влияния, выработало собственный, ставший ныне брендом, крымский стиль.
Большая часть богатой коллекции декоративных полотенец «къыбрыз» ныне экспонируется в стенах бахчисарайского Ханского дворца. Познакомиться с историей формирования коллекции в музее, техниками ткачества, декором, символикой орнамента, бытованием можно в специальном издании Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника «Къыбрыз. Закладное ткачество крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника : каталог / С. Н. Абдураманова. – Белгород : КОНСТАНТА, 2017. – 148 с. (каталог можно приобрести в кассе Ханского дворца).
Абдураманова С. Н. с.н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ