Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
Виртуальная выставка «Бахчисарай — ремесленный центр». — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Виртуальная выставка «Бахчисарай — ремесленный центр».

Arrow
Arrow
Slider
Издавна Бахчисарай являлся торгово-промышленным центром Крыма. В конце XVIII в. путешественник и академик П.С. Паллас насчитывал вгороде 517 лавок- мастерских. Ремесленники объединялись в цеха, каждый цех занимал определенный квартал, где проживали мастера, изготавливая и продавая свой товар.

Кожевенное ремесло.

В Бахчисарае кожевенные цеха располагались вдоль речки Чурук-Су и начинались недалеко от Ханского дворца. Существовали кварталы кожевенников, которые назывались Табана маале, Кады маале, Ени маале, Дебагъ маале.  Двухэтажные кожевенные цеха были покрыты широкими крышами, под которыми рядами развешивали и сушили кожу. Красили шкуры в небольших чашах. Бахчисарайские сафьяны имели самые разнообразные цвета: темно-бордовый, желтый, красный, фиолетовый, черный, голубой, светло-зеленый, и были мягкими, как атлас. В обработку шли кожи овец, коз, лошадей и волов.

Сапожное ремесло.

Из 517 лавок, упомянутых П.С. Палласом в конце XVIII века в Бахчисарае, 24 принадлежали мастерам-башмачникам. Для оборудования лавки требовались небольшие вложения денежных средств. Инструменты изготавливали из местных пород деревьев: ореха, липы и кизила.  Бахчисарайские сапожники шили мужскую, женскую и детскую обувь: сапоги, туфли, тапочки и др.

Войлочное ремесло.

Процесс изготовления войлока довольно трудоемкий и сложный. Мастерская войлочника кечеджи была большой и просторной, в ней хранили и подготавливали шерсть к обработке. Специальными приемами и приспособлениями войлочник разрыхлял шерсть до такой степени, что она приобретала вид пуха, который собирали и равномерно раскладывали на циновке, поливали горячей водой и скручивали. Для получения войлока нужной плотности скрученную циновку на протяжении полутора часов прокатывали по полу. Развязав, снова поливали горячей водой, сушили, после чего окрашивали и наносили орнамент.

Торбочное ремесло.

Ремесленники, производившие торбы (сумки), назывались торбаджы. Чтобы получить нити для торб, мастер набирал шерсть в сумку, которая висела у него на плече, скручивал из нее нити и пропускал по колесу веретена чарх. Плелись торбы на станке торбаджы тезгяхы. Сумки получались пестрыми, нарядными, т.к. ткались из цветных нитей.

Медное ремесло.

Лавку медника бакъырджы среди других лавок можно было определить по звуку от удара молотка о медь. Под действием молотка металл принимал нужную форму. Изделия были украшены чеканкой, гравировкой, насечкой, ажурной и зубчатой резьбой, геометрическим, растительным и цветочным орнаментами, а также каллиграфическими надписями.

Ткачество и ковроделие.

Повсеместно было развито ткацкое ремесло. Из шерсти овец и верблюдов ткались ковры килимы и халы.

Выставка «Бахчисарай – ремесленный центр» представлена фотонегативами из фондов Бахчисарайского музея-заповедника с изображениями мастерских и ремесленников в 1920-1930 гг.

Велиева Севиля

специалист по экспозиционной и выставочной деятельности МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Прокрутить вверх