В настоящее время в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, среди десятков тысяч уникальных предметов, хранятся изделия из египетского фаянса – непрозрачной стекловидной массы. Предметы имеют разную форму и назначение: бисер и бусины использовались как всевозможное украшение женской одежды, подвески различной формы как обереги.

Ученые считают, что местом появления описываемых изделий является Египет, где в конце IV тыс. до н.э. это производство наладилось на берегах Нила. Ряд исследователей отмечают, что во II тыс. до н. э. ремесленные мастерские, где производились предметы из фаянса существовали уже за пределами Египта. Так, импорт фаянсовых изделий шел из Средиземноморья: Эгеиды и Сирии.

Нельзя не отметить и то, что на территории Северного Причерноморья, в одном из античных центров – Ольвии, существовало развитое стеклоделие, о чем свидетельствует найденная пресс-форма при раскопках Ольвии 1928 г. Изготовленная пресс-форма из камня была необходима для формовки различных украшений, в частности подвесок в форме виноградной грозди. Более того, некоторые специалисты считают, что встречающиеся при раскопках Ольвии отдельные фрагменты фаянсовидного вещества, напоминающего стекловидную пасту – отходы фаянсового производства.

В конце VI – начале V в. до н.э. в Крым завозились первые украшения из египетского фаянса. Как считают многие эксперты, пик широкого распространения фаянсовых изделий – бус и подвесок, приходится на период I – II вв. н.э., что имеет неразрывную связь с такими античными центрами, как Херсонес и Пантикапей, чья торговля развивалась как внутри региона, так и далеко за пределами Северного Причерноморья.  

В предгорных районах Крыма, где обитали варвары скифы и сарматы, массово встречаются фаянсовый бисер, выполнявший эстетическую роль украшения женского наряда. Однако не меньшим спросом пользовались фигурные украшения. Если для жителей двух культур – египетской и античной, фаянсовые подвески изображавшие различные сюжеты, являлись оберегами (например, жук-скарабей – символ возрождения) тогда остается открытым вопрос о том, какие смыслы трактовало местное население античной Таврии.

Среди находок из раскопок крымских погребений, датируемых I – III веками н. э. можно встретить форменные подвески из фаянса в виде амфоры, скарабея, виноградной кисти, льва или даже кукиша.     

В конце II – первой половины III в. н.э. произошли события, принесшие изменения в жизни местного населения, оказали влияние и на торговлю: украшения из фаянса прекращают массово поступать местному населению, что связано с социально-политическими процессами – переселением в Крым иноземцев. Произошло вторжение готских племен, пришедших с севера, кочевников – алан с востока, вследствие чего в более поздних археологических источниках фаянсовые предметы роскоши встречаются редко, единично.

Латин А. Д.,

хранитель музейных предметов БИКАМЗ