Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
«Алеми нисван» – женское периодическое издание Бахчисарая. Лекция — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

«Алеми нисван» – женское периодическое издание Бахчисарая. Лекция

Рис. 1. И. Гаспринский.
Рис. 1. И. Гаспринский.

В марте 1906 г. культурная жизнь Бахчисарая ознаменовалась важным событием – открытием первого женского периодического издания «Алеми нисван» («Женский мир»). Следует отметить, что журнал «Алеми нисван» был первым специализированным женским периодическим изданием не только в Крыму, но и во всем тюрко-мусульманском обществе России. Идейным вдохновителем и создателем журнала стал Исмаил Гаспринский, который к этому времени имел богатый опыт в издательском деле, являлся автором ряда публицистических работ. Кроме того, его первое периодическое издание – газета «Терджиман» («Переводчик»), также начала выходить в Бахчисарае в 1883 г. До появления женского журнала проблемы мусульманок эпизодически освещались на страницах газеты «Терджиман».

На сегодняшний день известны три попытки создания в Крыму женской периодики. Первая была предпринята супругой И. Гаспринского Зехрой Акчуриной в 1887 г. 21 февраля 1891 г. И. Гаспринский предпринял вторую попытку «дозволить выпускать два раза в месяц особое приложение к газете «Терджиман» на татарском языке под названием «Кадын» («Женщина»)». Следует отметить, что обе эти попытки не увенчались успехом. И лишь в 1905 г. в условиях упразднения цензуры и либерализации законодательства национальные меньшинства получили возможность создания периодики на родном языке. И. Гаспринский не мог упустить такой момент. 11 июля 1905 г. он обратился в МВД с просьбой о разрешении выпускать с дозволения цензуры и под его редакцией еженедельный журнал на татарском языке. В своем прошении он отмечал, что все культурные и образовательные воздействия русской школы и литературы на мусульманское общество в последнее десятилетие были плодотворными. Появилась и новая татарская «книжность», отличавшаяся от схоластической и приобретшая классическую форму. Но, вместе с тем, проситель говорил, что все изменения больше коснулись мужчин, оставляя мусульманку затворницей, изолированной от всего внешнего мира, страдающей от глубочайшего невежества, что препятствовало «более интенсивному развитию всего мусульманского общества». И. Гаспринский призывал во имя совести дать свет «обездоленной половине Востока», исходя из принципов гуманности и ради общественного и государственного блага. Наиболее действенное средство для ознакомления мусульманки с внешним миром и культурой издатель видел в печатном слове на родном языке. Продолжая мысль, редактор писал: «В среду, куда не скоро еще может проникнуть русская речь и русская книга, куда с трудом пробирается, и то изредка, ради любопытства, русская туристка и женщина-врач, дорогу обновления и прогресса может проложить только печатное, умелое слово».

Далее прилагалась программа журнала «Алеми нисван»:

1. Правительственные распоряжения и законы, касающиеся прав, обязанностей, труда и образования женщины;

2. Практические сведения по хозяйству, домашней и детской гигиене и воспитанию;

3. Домашний труд: рукоделие, тканье, ковровое производство и шелководство с пояснительными рисунками и чертежами;

5. Сведения из элементарных знаний, рассказы, повести, очерки, путешествия, стихотворения, письма и вопросы читательниц, ответы редакции;

6. Смесь – открытия, изобретения и научные новости;

7. Объявления.

Подписная цена на издание – 3 руб. в год с пересылкой и 1 руб. 50 коп. за полгода с пересылкой. Получив прошение, начальник МВД написал письмо таврическому губернатору Е. Волкову, в котором тайно спрашивал его мнение на этот счет. Губернатор, в свою очередь, весьма сочувственно отнесся к идее И. Гаспринского.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, согласно которому народы империи приобрели политические свободы. В нем провозглашалась неприкосновенность личности, свобода союзов, собраний, партий. К этому событию И. Гаспринский приурочил открытие «Алеми нисван». На страницах «Терджимана» он писал: «Чтобы отметить этот великий лучезарный день посильной славой, объявляем нашим дорогим читателям, что во славу и память его мы, если что не помешает, приступим к изданию специального еженедельного журнала…, начав тем самым освещение этого нашего мира общечеловеческими и полезными знаниями».

3 ноября 1905 г. программа журнала «Алеми нисван» была утверждена управляющим МВД. Изложенные в ней пункты должны были знакомить мусульманку с научными, культурными, политическими, а также с правовыми аспектами. На страницах «Женского мира» женщины могли получать новые знания, развиваться духовно, знакомиться с событиями, происходящими в мире. Отдельное внимание уделялось вопросам домоводства и рукоделия.

В ноябрьском номере «Терджимана» была опубликована рекламная статья, сообщающая о программе планируемого издания. В ней говорилось о том, что редактором-издателем журнала был И. Гаспринский, заведующей редакцией и конторой назначалась Ш. Гаспринская. С самого начала издания «Алеми нисван» Шефика Гаспринская совмещала должность редактора и журналиста.

О периодичности журнала представлены сведения в исследованиях С. Гафарова, согласно которым журнал выходил нерегулярно. Автор отмечал, что в 1906 г. вышло четыре номера, в 1910 г. – с № 28 по № 53(с перерывами), в 1911 г. – с № 3 по № 52 (с перерывами) из самостоятельного издания женский журнал был преобразован в приложение к газете «Терджиман». Так за 1906 г. были обнаружены номера – 1, 3, 4, 6, 15, 35, 36, 141; за 1907 г. – №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; за 1910 г. – №№ 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 51; за 1911 г. – №№ 58, 59, 60, 61, 62. Относительно номеров журнала за 1908–1909 гг. в опубликованных источниках сведений нет.

Рис. 2. Ш. Гаспринская.
Рис. 2. Ш. Гаспринская.

Ценность журнала «Алеми нисван» заключалась не только в его эксклюзивности, но и в том, что сами носители культуры и традиций рассказывали о жизни и статусе женщины. Они, как никто другой, честно и открыто излагали жизненные перипетии, из которых складывалась целостная картина исторического прошлого мусульман России. Примечательно то, что на страницах европейской прессы с большим интересом и участием публиковались материалы о деятельности женского журнала. Подтверждением тому может служить тот факт, что французский журнал «Revue du Monde musulman» часто пользовался известиями, почерпнутыми из «Алеми нисван», зная, что издание было посвящено жизни женщин разных стран, особенно мусульманских.

Значение первого в России специализированного женского журнала «Алеми нисван» переоценить трудно. Материалы журнала являются ценнейшим источником, в котором освещается положение женщины в тюрко-мусульманском обществе России в начале ХХ в. В фондах Бахчисарайского музея-заповедника сохранилось несколько номеров издания «Алеми нисван», которые занимают достойное место в экспозиции музея, а также изучаются сотрудниками.

Чубукчиева Л.З., с.н.с. МИККТ

Литература:

1. Гаспринский И. К положению женщин-мусульманок / И. Гаспринский // Терджиман = [Переводчик]. – 1899. – (№ 48).

2. Гаспринский И. Где корень зла? / И. Гаспринский // Терджиман = [Переводчик]. – 1902. – 22, 30 сентября, 7, 17 октября (№№ 36-39).

3. Нужно ли учить женщин? // Нешрият Исмаилие. Терджиман= [Переводчик]. – 1882. – 5 августа.

4. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению : крат. биогр. очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914) / В. Ю. Ганкевич ; вступ. статья А. Р. Эмирова. – Симферополь : Доля, 2000. – 328 с.

5. Исмаил Гаспринский : ист.-док. сб. / отв. ред. С. Рахимов. – Казань : Жыен, 2006. – 543 с., портр.

6. [Заметка] // Терджиман = [Переводчик]. – 1905. – 21 октября (№ 85.).

7. Богданович І. О. До джерел кримськотатарської журналістики : навч. посіб. / І. О. Богданович,  В. Ю. Ганкевич. – Сімферополь : [б. в.], 2004. – 356 с.

8. [Заметка] // Терджиман = [Переводчик]. – 1905. – 28 ноября (№ 98).

Прокрутить вверх