Абибулла Одабаш (литературные псевдонимы «Тимурджан» и «Чатыртавлы») – крымскотатарский поэт, писатель, педагог и ученый-филолог. Родился 11 февраля 1881 года в деревне Корбекуль Ялтинского уезда (ныне село Изобильное Алуштинского района) в семье имама Абдурашида эфенди. Отец Абибуллы окончил в Бахчисарае Зынджирлы медресе, впоследствии работал имамом в деревне Ускут. Позднее переселился в Корбекуль, где занимался сельским хозяйством.

Начальное и среднее образование Абибулла получил в Крыму. После окончания сельской школы, где он проявил усердие и одаренность, был направлен на учебу в Стамбул на средства благотворительного общества. Учился Одабаш на историческом факультете Стамбульского университета. В Турции он познакомился с крымскотатарскими студентами, участвовал в общественно-политическом движении студенческой молодежи.

В 1911 году 20-летний Абибулла под псевдонимом Тимурджан написал поэму «Алтын ярыкъ» («Золотой блеск»). В 1913 году в Турции он опубликовал аллегорическое стихотворение «Заваллы тайым» (Мой бедный жеребенок) в сборнике «Яш татар язылары» («Молодые татарские писатели»). Также в этом сборнике напечатаны стихи «Улу бабай» («Великий отец»), посвященные крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому.

С началом революционных событий в 1917 году он вернулся в Крым и включился в культурную и общественно-политическую жизнь. В 1920-1921 годах редактировал журналы «Ешиль ада» (Зеленый остров) и «Бильги» (Знание). В подготовке номеров журнала «Ешиль ада» большую помощь оказывала супруга Абибуллы Одабаша Айше Мильканович. Из воспоминаний их сына Чора-Батыра Айше ханым была из интеллигентной семьи, родом из литовских татар. У нее был талант хорошо анализировать литературные произведения, хотя сама их не писала. Для своего супруга она была настоящим помощником.

В 1921 году Абибулла Одабаш стал работать в Народном комиссариате просвещения Крымской АССР. В то же время преподавал в Крымском педагогическом институте и Тотайкойском педагогическом техникуме. Он издал школьные учебники и пособия по крымскотатарскому языку и литературе. В 1923 году вышла его книга «Унутмайджакъ» («Не забудет») под псевдонимом Чатыртавлы. В 1924 году Абибулла совместно с историком и педагогом Исааком Кая издал учебное пособие «Руководство для обучения крымскотатарскому языку».

В журнале «Окъув ишлери», который издавался с 1925 года, Одабаш опубликовал не только свои стихотворения и рассказы, но и педагогические, культурно-просветительские статьи. 26 октября 1928 года он был арестован по делу «Милли Фирка» и приговорён к десяти годам лагерей. На момент ареста Абибулла Одабаш

занимал должности преподавателя в Симферопольской татарской школе ІІ ступени и доцента Крымского педагогического института. В 1937 году супруга Абибуллы Айше получила сообщение о смерти мужа. Место, обстоятельства и время смерти неизвестны.

Абибулла Одабаш внёс огромный вклад в литературу, поэзию, просвещение и образование крымскотатарского народа. В истории Бахчисарайского музея-заповедника он известен как даритель: 21 апреля 1928 года Одабаш подарил Бахчисарайскому дворцу-музею монету золотоордынского периода, чеканенную в Гулистане с именем хана «Хыдыр-хан»1 с датой 762 г. (1360 г.). К сожалению, данный дарственный предмет не сохранился до наших дней и судьба его неизвестна.

Севиля Велиева, специалист МИККТ

Список литературы:

1. Асанова Д. Абибулла Одабаш // Йылдыз. – 1991. – № 4. – С. 84-87.

2. Гуменюк В. Юксек гуманизм рухунда (Абибулла Одабаш (Тимурджан) веонынъ «Алтын ярыкъ» дестаны) // Йылдыз. – 2003. – № 6. – С. 76-82.

3. Культурные ценности из собрания Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, утраченные или перемещенные в результате Великой Отечественной войны / Подгот. Текста, сост. И. В. Зайцева, Р. Р. Эминова; вступ. Ст., пер. с нем. и староосм. указ. И. В. Зайцева. – М.; Бахчисарай: Кучково поле, 2015. – 192 с.

4. Урсу Д. Одабаш Абибулла Абдурешидович // Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.): Библиографический словарь / Гл. ред. и сост. Д. П. Урсу. – Симферополь: Доля, 1999. – С. 148-151.

5. Dr. Zuhal Yuksel. Abibulla Odabasninnin Altin Yariksiiri // Репрессированное поколение крымскотатарских общественно-политических деятелей, подвижников науки и культуры. Материалы Международной конференции 28-29 мая 1999 года / Сеитбекиров Эльдар. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2001. – С. 224-236.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Хыдыр-хан (Хизр, Кидырь, Хидыр) — хан Золотой Орды (1360-1361). Хыдыр был сыном хана Белой Орды Сасы Буги и стал первым ханом Золотой Орды, представляющим род Орда-Ежена, старшего сына хана Джучи. В 1359 году объявил себя ханом в Гюлистане. Хыдыр правил в течение одного года. Управлял огромной территорией (об этом свидетельствуют монеты, выпущенные им в Гюлистане, Новом Сарае, Хорезме и Азаке).