Почти все жители города Бахчисарая знают в районе железнодорожного вокзала, по ул. Македонского, 6а, старинное здание. Те, кто видит его впервые, часто спрашивают, чей это дом. Между тем, не многие могут сказать, что это дом известного предпринимателя Дмитрия Ильича Пачаджи.

В концеXIX в. это место являлось предместьем г. Бахчисарая и называлось Эски-Юрт (в переводе с татарского – «старое жилище»).

Дмитрий Ильич Пачаджи – грек по происхождению, был известным предпринимателем, меценатом, владельцем недвижимого имущества. В 1900 г. «Правительственный вестник» сообщал, что «бахчисарайский купец Д.И. Пачаджи за содействие и пожертвование делу народной грамотности удостоен звания почетного гражданина города».

Получив домашнее воспитание, достигнув определенных профессиональных вершин, он стал попечителем Бахчисарайского Земского училища, которому оказывал всестороннюю благотворительную помощь. 21 июня 1894 года Всемилостивейше пожалован за усердную и полезную деятельность серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленточке для ношения на шее. Указом Таврической Духовной Консистории от 15 января 1895 года он был утвержден в должности члена комитета по постройке в Успенском ските нового храма во имя святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца.

 Губернатор Таврической губернии неоднократно выражал благодарность Д.И. Пачаджи за большие пожертвования на устройство дома трудолюбия в Симферополе, на здание Бахчисарайской церковно-приходской школы. В 1898 году на Симферопольском уездном земском собрании XXXII очередной сессии он был избран членом в Симферопольское податное присутствие.

6 декабря 1899 года Пачаджи Д.И. получил свидетельство за подписью Правительствующего Сената о том, что он является личным почетным гражданином города Бахчисарая.

Дмитрий Ильич выстроил несколько жилых домов,украсивших город, им была вымощена центральная часть дороги в городе, сделано ее освещение.

Когда 13 июня 1912 г. Д.И. Пачаджи умирает, его деятельность продолжает брат, гласный городской думы – Георгий Ильич Пачаджи и жена – Евгения Васильевна Пачаджи.

В 1913 г., желая увековечить память мужа и отца, построившего на свои средства городскую больницу, наследники Пачаджи Д.И. – супруга и его дети уступили свой дворовый участок в 460 кв. саженей в Эски-Юрте для сооружения церкви во имя Феодоровской иконы Божьей матери.

В 1913 г. предместье Эски-Юрт вошло в черту города Бахчисарая. Настоящим событием в застройке бывшей татарской деревушки стало строительство жилого особняка Дмитрия Ильича Пачаджи под №43 (в начале XX века существовала только нумерация улиц, без названий).

 Дом купца сразу приобрел высокую градостроительную ценность как тип архитектурного модерна, распространенного в конце XIX – начале XX вв., а декор фасадов, выполненный на высоком профессиональном уровне, свидетельствует о скульптурном и строительном мастерстве архитектурной практики в Бахчисарае начала XX в.

Автор проекта точно не известен, предположительно это был городской архитектор Табурин. Разработанный зодчим проект особняковой архитектуры показывал нестандартный архитектурный облик здания с привнесенной долей романтичности, внимания к взаимодействию с окружающей природой – фруктовыми садами предместья Эски-Юрт.

Автором использован принцип градостроительства начала XX в. – он закрепил угол перекрестка домом большого объема с угловой башней и шпилем с флюгером, «работающими» с недалеких перспектив.

И хотя на флюгере закреплена дата сооружения здания – 1908 год, это не совсем соответствует действительности, так как особняк был достроен в 1910 г. О чем свидетельствуют окладные листы на недвижимое имущество Пачаджи, налог, на дом которого установлен только в 1910 г. после окончательной отделки здания.

Особняк отличался сложностью объемного решения – своеобразным сочетанием различных объемов и форм он представляет интерес как тип жилого дома архитектуры модерн.

Здание двухэтажное с мезонином, ассиметричной композицией, подвальным помещением по всему пятну плана, с выступающим двухколонным порталом центрального входа и угловой главкой.

Архитектурная обработка стен жилого дома отличается виртуозностью и пластикой, поэтому оно выглядит монументальным и значительным. Рустованная поверхность стен I этажа и угловых звеньев II-го, утонченное узорочье прямоугольных окон, выступающий профилированный карниз с крупными дентикулами и рядом кронштейнов усиливают экспрессию фасада.

Особенно обильная пластика характерна для юго-восточного фасада. Арочный главный вход центрального фасада оформлен двухколонным порталом, смещен по оси вправо. Двустворчатая филенчатая дверь с изумительной резьбой по дереву представляет художественную ценность. Колонны поддерживают небольшой ажурный балкон II-го этажа, над окном которого панно – вставка уплощенного характера растительного орнамента, в центре которого картуш с буквой «П».

Романтические мотивы характерны сложному объему с выступающей башней-мезонином над главным фасадом. Квадратная в плане башня имеет идентичное оформление плоскостей строенными полуциркульными окнами в профилированном обрамлении. Сложный карнизный пояс и уплощенный ажурный парапет, в украшении которого присутствуют сдержанная экспрессия и изящество, присущие модерну, дополняют пластику всего архитектурного облика здания.

Кровля здания сложная, вальмовая по деревянным стропилам, имеет сомкнутый свод и покрытие из асбестоцементных листов.

 Романтично выглядит угловая башенка, перекрытая сомкнутым сводом с металлическим покрытием «в шашку».

Виртуально сочетание деревянного узорочья, металлического, каменной пластики и мелкой расстекловки больших прямоугольных окон.

Северо-западный дворовый фасад жилого дома имел выступающую веранду, опиравшуюся на каменные колонны, что несколько напоминало галерейные дома.

Здание имело три входа: центральный – на юго-восточном фасаде, второй – на северо-восточном и третий – с южного угла.

Внутренняя планировка здания не претерпела изменений. Хозяин купеческого особняка располагал средствами для богатой отделки интерьера, оборудованного двумя мраморными лестницами, паркетными полами. Гостиная и другие покои имели добротную отделку в технике лепки растительного орнамента.

В 1924-26 гг. жилой дом Пачаджи в Эски-Юрте под №43 подлежал муниципализации и был передан в ведение Бахчисарайского здравотдела.

Сначала в нем развернули родильный дом, а затем помещения бывшего особняка использовала городская санэпидстанция.

Перепрофилирование здания и крайне небрежное отношение к бывшему особняку неудовлетворительно сказалось на его техническом состоянии.

Сооружение, выполненное зодчим на одном дыхании, принадлежавшее одной из известнейших фамилий города, нуждается в тактичном и бережном обращении, более того, в особом внимании.