Рисунок7Орнаментальный мотив «петух» в крымскотатарском декоративном искусстве играл важную роль, являлся отражением особого статуса этой птицы в свадебных обрядах. Существует стереотип, что изображение животных в декоративном искусстве крымских татар отсутствует из-за религиозного запрета. Однако в вышивке, резьбе по камню, изделиях из металла изображения птиц и животных встречаются очень часто, причем, как схематичных и сильно стилизованных, так и весьма натуралистичных.

Птица – архетипический образ в искусстве народов мира, который представлен как мифологическими – Семург, Жар-птица, так и реальными павлином, лебедем, петухом, орлом и пр. Эти образы наделялись магической силой, служили оберегами.

В свадебной обрядности крымских татар петух выполнял также магическую функцию: изгонял страх перед браком у невесты. Так, в степном Крыму, когда невеста подъезжала к дому жениха, пожилая родственница входила в фаэтон с курицей или петухом, которого прикладывала к телу молодой со словами «Страх! Страх! Уходи туда, откуда пришел!», якобы, для изгнания страха перед браком. После этого женщина забирала петуха себе, резала его, тем самым заканчивая ритуал с «выпуском страха» через кровь жертвенного животного.

Ястыкъ - подушка атласная (фрагмент). Инв. № 100. Из фондов ГБУ РК БИКАМЗ.В Бахчисарайском районе жених привозил в дом невесты оговоренные заранее подарки, которые подруги девушки развешивали в парадной комнате. К праздничному обеду специально готовили нахыл – украшали веточку дерева золотой бумагой, устанавливали в центре подноса с праздничной едой. Деревце получал тот гость, который пожертвовал наибольшую сумму денег. Вариацией обряда нахыл (символика семейного, родового древа) в степных районах был обряд «хораз теллеме» или «телли хораз» (с кр.тат. яз. – «золоченый петух»). Обычно, заранее приготовленного (отваренного целиком) петуха украшали золотыми и цветными полосками бумаги и на большом подносе ставили на стол перед молодыми. Особенной отвагой считалось выкрасть этого петуха, а друзья жениха киев башлар должны были внимательно следить и не допускать шуточную кражу. В Судакском районе на подносе со сладостями «золоченый» петух выступал в паре со свадебной свечой (традиционно – две скрещенные свечи), между прочим, являвшейся обязательным атрибутом обрядов «ночи хны» и бритья жениха. В некоторых районах Крыма свеча (вариация – керосиновая лампа) также «золотилась» (чирах теллеме), украшалась веточками и полосками золотой и цветной бумаги. Такую лампу-дерево не зажигали, а исполняли с ними танец, что означало начало свадьбы в доме жениха. Петух в качестве жертвенного животного присутствует и в фольклоре (народная песня «Хораз дестаны»). Об абсолютной мужской символике понятий «дерево – свеча – петух» говорит и присутствие дерева, украшенного конфетами, на обряде обрезания (суннет). В южнобережных деревнях «золоченый» петух в обряде обрезания был обязательным атрибутом и являлся подарком от родителей мальчику.

В довоенный период традиция «золочения» петуха соблюдалась в большинстве районов Крыма, однако сегодня уже забыта и не поддерживается в современных свадебных обрядах. Упоминают об этом старожилы,Н.Жаба. Свадьба. Угощение кофе. 1920-е пережившие депортацию.

«Золочение» петуха существует и у балканских турок, и у греков Мариуполя. Очень важным свидетельством существования у крымских татар этой старинной традиции является то, что по сей день среди потомков эмигрантов в Турции «золочение» петуха – важная часть свадебного обряда. Причем, здесь золотятся не только петух, но и некое подобие весов «ширак» (два крупных плода дынь или яблок украшают фольгой и цветной бумагой и подвешивают к треугольному основанию). В процессе украшения участвуют все родственники жениха. Далее, с весами в руках танцует жених, после него – неженатые друзья, а с петухом – незамужние родственницы молодого. Веселье и танцы с этими золочеными атрибутами проходит среди молодежи целый день и всю ночь. Местные жители считают, что это старинная крымскотатарская традиция, и отмечают, что петух символизирует новый статус молодого человека, вступающего в брак, и одновременно является его оберегом. Петух – это образ хозяина нового дома, семьи, а весы – это образ женщины, которая создает семейный уют и сохраняет баланс.

Натуралистичное изображение петуха в крымскотатарской вышивке, на наш взгляд, объяснялось его особым положением в религиозных текстах. Согласно народными верованиями, петух своим криком оповещает людей о близости ангела и прославляет Аллаха.

Чевре - часть свадебного подарка докъуз. Фото из фондов ГБУ РК БИКАМЗ.Изображения петуха присутствуют на тканях и металле 19 – н. 20 вв. Клюющего зерно петуха вышивали на свадебных полотенцах, петуха с ножом в клюве и падающими каплями крови – на полотенцах, используемых в обряде обрезания. Обязательно рядом изображались растительные ветки. Вышивка была монохромной (золотное шитье) и полихромной (двусторонняя татарская гладь). Гребень птицы считался оберегом и также изображался в вышивке и ткачестве.

Об особенном отношении к этой птице и ее олицетворении роли хозяина говорит упоминание украшения «Алтын хорас» на фотографии из собрания музея-заповедника: «Алтын хорас – знак матери хана, распорядительницы гарема». Это уникальное украшение, вероятно, в довоенный период было частью коллекции Бахчисарайского дворца-музея, однако до наших дней не сохранилось.

Среди несохранившихся экспонатов Бахчисарайского музея-заповедника – чевре из желтой ситцевой материи (часть свадебного подарка докъуз от невесты к жениху), с шитьем битью и гарусом зеленого, красного, черного и синего цветов. Мотивы «петух» и «кисточки». Полотенце конца 19 в. было приобретено в 1925 г. в деревне Ускут у Айше Фукана. Обратим внимание на кисет из синего атласа, украшенный шитьем позолоченной битью, а также подушечку «ястыкъ» из красного атласа с золотным шитьем. На обоих предметах изображено древо с птицами. Вероятно, предметы использовались в свадебных обрядах, служили подарками от невесты и извещением о ее приближении к дому жениха.

Мотив петуха в крымскотатарском декоративном искусстве играл важную роль, являлся отражением особого статуса этой птицы в свадебных обрядах, обладал абсолютно «мужским» началом. Несмотря на глубокиеРисунок3 языческие и мифологические корни, данный образ был почитаем с религиозной точки зрения (упоминания в хадисах), символизировал мужскую силу, взросление, переход в новый социальный статус (женитьба).

С начала 20 в. резко изменился быт, изделия ручной работы быстро заменялись товарами фабричного производства, а домашнее рукоделие стало отходить на второй план, о чем с сожалением писали исследователи крымскотатарской культуры в 1920-30-е гг. Возрождение национальной вышивки и других рукоделий и ремесел основано на сохранившихся музейных предметах, возраст которых, однако, в большинстве своем не более 200-250 лет. Что касается старинных обрядов и традиций, этот пласт культуры практически утрачен, т.к. уже не осталось в живых носителей той древней культуры. Немногочисленные эпизодические рассказы старожилов (от 1920 г.р.) дают лишь поверхностные знания о богатых и красочных обрядах крымских татар.

Полный текст в публикации: Абдураманова С. Н. Образ петуха в декоративном искусстве крымских татар // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры: сборник научных трудов. Выпуск 7. – Симферополь: ИП «Хотеева Л.В.», 2019. – с. 116-120.

Ст.н.с. МИККТ

Абдураманова С. Н.