Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
К истории ханского гарема в Крыму — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

К истории ханского гарема в Крыму

Гарем – запретное, священное место, женская половина в мусульманском доме, закрытая, охраняемая часть жилища. Подобное толкование слова «гарем» встречаем в отечественной и зарубежной научной литературе. По мнению большинства, гарем олицетворяется с наслаждением, усладой, средоточием большого количества прекрасных женщин в едином пространстве. Действительно, в гаремах восточных властителей собирались самые красивые женщины, а преподнести в дар правителю молодую красивую девушку считалось дорогим, достойным подарком.

Анализ литературы и источников позволяет нам утверждать, что гарем крымских ханов отличался от других восточных гаремов, был более скромным, скорее напоминал большую семью, в которой действовали свои правила, устои. Вместе с тем, среди родственниц ханского дома существовала определенная иерархия и титулы. Кроме того, участие ханской матери, жен, сестер, дочерей в заседаниях государственного совета, в дипломатической переписке служит подтверждением высокого статуса и значимой роли женщин в жизни Крымского ханства. Рассмотрим некоторые аспекты из жизни этих женщин.

Итак, согласно сведениям видного французского ученого, дипломата и политического деятеля Ш. Пейссонеля ханские дочери до замужества проживали обычно в гареме близкого родственника. Претендентом на руку ханской дочери или родственницы мог быть представитель знатного рода. Чаще всего их выдавали замуж за мурз рода Ширин, иногда за дворян других высокопоставленных родов и очень редко за знатных турок. Известно, что дочь крымского хана Менгли I Герая (1445-1515) Айше в 1511 г. вышла замуж за турецкого султана Селима I Явуза (1465-1520). Вот, что об этом писал турецкий путешественник Э. Челеби, посетивший Крым в XVII в.: «Ширин-беи происходят от ханских дочерей и принадлежат к роду Чингизидов. Эти Ширин-беи раньше ханов завладели Крымом. Все Крымские ханы отдают своих дочерей за Ширин-беев. Поэтому они являются свойственниками ханам».

Об избранниках для крымских принцесс Пейссонель отмечал: «Когда хан выдает замуж одну из своих дочерей или свою близкую родственницу, он выбирает всегда очень бедного дворянина, чтобы помочь ему разбогатеть. Приданное принцессы, выдаваемой замуж ханом, весьма значительно: необходимо, кроме того, что он дает деньгами и другими предметами, чтобы в приданном имелось еще то, что называется тогус или девять, т.е. 9 раз 9 шуб, 9 раз 9 тюфяков, покрытых золотыми, серебряными и шелковыми тканями, 9 раз 9 покрывал, чрезвычайно богатых и 9 раз 9 пар простынь. Если хан не в состоянии сделать эти затраты, эти принцессы не выйдут никогда замуж».

Об особенностях свадебных традиций в ханский период известно, что когда хан выдавал замуж одну из своих дочерей или родственниц, бей Яшлавов, маршал бракосочетания, заботился о том, чтобы все происходило согласно правилам, и на него возлагалась обязанность сопровождать принцессу к месту ее назначения. Свадебный кортеж состоял из целого ряда богато украшенных повозок с приданным и сопровождался почетными гостями.

Несмотря на большое приданное и причастность к ханскому роду, свадьба для мурз являлась своеобразным почетным пленом. Французский дипломат считал, что они теряли свободу и покой, лишались своих наложниц, становились рабами гордости и ревности своих жен: «Некоторые из них дошли, по отношению к их мужьям, до крайностей… Один Ширин мирза по прозванию Хаджи-Тиши, который женился на дочери Девлет Герая хана, сестре нынешнего хана, был принужден бежать и долгое время странствовать, чтобы укрыться от гнева своей жены».

Рассмотрим титулы, которыми наделялись женщины дома Гераев. Известно, что титул анабеим присваивался матерям, а позже женам, тетям и старшим сестрам правящих ханов. Они присутствовали на заседаниях дивана (государственный совет Крымского ханства) и имели право голоса. В случае смерти анабеим ее титул мог быть передан сестре или иной близкой родственнице хана. Анабеим имела скромный, но полностью от нее зависимый круг придворных, из ханской казны ежегодно отчислялась ей солидная сумма. Кроме того, анабеим имели нечто вроде юридических полномочий над своими подданными. Они разрешали распри гражданского характера, заключали виновных в тюрьму или налагали денежные штрафы. Юридическими администраторами с их стороны являлись киайи, они заседали у Чукуркапы, одной из дверей ханского дворца, ведущей в гарем.

Титул улу-хани присваивался старшей из сестер или дочерей хана. Они имели доходы с пяти деревень, и подушную подать с части местного населения. Об этом известно: «Улу-хани, сестра Хаджи Селим Герая хана, имела доктора еврея, спасшего ее от болезни, угрожавшей ей несомненной смертью. Эта принцесса разрешила попросить ему в вознаграждение все, что он захочет. Доктор ограничился мольбой о том, чтобы она выпросила у хана приказ об освобождении евреев крепости, его соотечественников, от некоторых обязанностей, от которых ныне они свободны. Принцесса получила это. С тех пор подушная подать с евреев прикреплена к сану Улу-хани и евреи, в благодарность за это благодеяние, доставляют принцессе, которой пожалован этот сан, все необходимое для ее дома, как дрова, уголь, кофе и многие другие припасы этого рода».

Третий сан в иерархии ханского гарема – это каснадар-бикеше или казначей внутренних покоев дворца. Данный титул ниже первых двух, тем не менее, хан жаловал его одной из своих жен.

Большой интерес представляет участие ханских жен и дочерей в дипломатической переписке. Наиболее подробно изучена переписка представительниц ханского дома с российским двором. Здесь также наблюдается своеобразная иерархия. Так, например, по своему положению анабеим стояла выше ханских жен, поэтому в наказах послам и гонцам о передаче «поклонов» и в росписях «поминков» их грамоты предшествовали грамотам ханских жен и дочерей. Большинство посланий женщин дома Гераев краткие, стандартные, с формально-стереотипными заверениями в дружбе. В переписке обычно женщины заказывали ткани для одежды и русские меха. Известно также, что они не только заказывали, но и сами преподносили подарки в знак уважения. Так, например, жена крымского хана Менгли I Герая (1445-1515) Нур-Султан вела постоянную переписку с великим князем Московским Иваном III. Она обычно просила для себя дорогие ткани и меха, но и сама не оставалась в долгу. В 1494-1495 гг. Нур-Султан совершила паломничество к святыням мусульман, после чего прислала русскому князю в подарок своего иноходца, на котором совершила хадж. В письме к Ивану III она писала: «сухой бы поклон не был, молвя, к Мекке на котором иноходце сама ездила, с Ахчюрою есми к тебе послала». В очередном письме Ивана III к Менгли I Гераю высказывалась благодарность его супруге Нур-Султан за преподнесённый ею великому князю подарок «зерно жемчужное велико».

Примечательно, что ни одна из жен даже самых крупных крымских сановников, происходившая не из рода Гераев, не посылала гонцов с грамотами, как «царевны».

В Главном архиве древних актов в Варшаве находится одно из крупнейших в мире собрание документов Крымского ханства XVI-XVII вв. В данном архиве сохранился комплекс документов матерей, жен и дочерей крымских ханов – всего 32 письма. Первенствуют здесь жены и дочери хана Девлета I Герая (1512-1577). Среди них первая старшая жена Айше-Султан, от ее имени написано четыре письма, Ханике (4 письма), Мелек Султан Ханике (мать Джанибека Герая, также 4 письма), Пери-Хани (2 письма), Алтынбек-Хани (1 письмо), Бурхан-Султан (1 письмо), а также Ислам-Султан, Кутлу-Султан, Михри, Хан-Тутан и Ширван. Далее следуют дочери хана: Зийяд, Махбуб-Султан, Девлет-Султан Ханике и Фатима, написавшие по одному письму. Кроме того, выявлены письма Оны – матери Бахадыр I Герая (1602-1641), Алем-Султан Хани, матери хана Шагин Герая (1745-1787), а также первой жены хана Инает Герая (1597-1637).

Перечисленные выше документы написаны арабской вязью на староосманском языке. Предположительно, письма готовились в ханской канцелярии, подтверждением тому являются их стилистика и однотипность. Один из документов был заверен печатью – это письмо Ханике великому князю литовскому и королю польскому Сигизмунду II Августу от 17 июня 1572 г. В основном в письмах авторы поздравляли монархов Речи Посполитой с коронацией, либо требовали от королей и членов польского правительства уплаты традиционной дани, но и призывали их жить в мире с ханом. Характерно, что ханши направляли письма с собственными гонцами, входившими в состав многочисленных посольств Крымского ханства в Польшу. Среди гонцов известны имена Типи-бека, Тав-мурзы, Миколы, вероятно из числа крымских украинцев.

Таким образом, сведения о титулах, иерархии, содержании, полномочиях женщин принятых в гареме Крымских ханов служат свидетельством уважения и почитания женщины. Участие в дипломатической переписке подтверждает значимую роль женщин дома Гераев не только внутри Крымского ханства, но и за его пределами. Поднимаемая тема сложна и многогранна, нуждается в более глубоком изучении. Данная статья является лишь скромной попыткой приоткрыть тайную завесу из жизни ханского гарема.

Ст.н.с. БИКАМЗ, Чубукчиева Л.З.

 

Литература:

1. Пейссонель Ш. Записка о состоянии гражданском, политическом и военном Малой татарии. – Симферополь, 1927 г. – 73 с.

2. Абдулла Г. Правительницы ханского дома Гираев // Qasevet. — № 33. – с. 28-30.

3. Некрасов А. М. Женщины ханского дома Гиреев в XV-XVI вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. Отв. ред. к.и.н. Т.М. Калинина. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000. – 494 с.

4. Хорошкевич А. Л. Русь и Крым: от союза к противостоянию. Конец XV – начало XVI вв. / А. Л. Хорошкевич ; Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 336 с.

5. Бережков М. Нур-Салтан царица Крымская. Историко-биографический очерк. // Известия Таврической ученой комиссии. — № 27. – Симферополь: Типография СПИРИО, 1897. – с. 1-17.

6. Мыцык Ю. Страницы истории Крыма. Женские письма XVI-XVII вв. // Достлукъ. – 1991. – 18 октября. – с. 4.

7. Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области: извлечение из сочинения турецкого путешественника XVII века. Издание 3-е исправленное. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017. – 312 с.

Прокрутить вверх