(Их хроники газеты «Переводчик-Терджиман»)
3 февраля 1904 г. в газете И. Гаспринского «Переводчик-Терджиман» был напечатан Высочайший манифест с обращением Николая II о начале русско-японской войны. Манифест был дополнен обращением И. Гаспринского, в котором он высказал свою готовность служить чем может делу Родины. И в первую очередь, долгом редактора самой известной тюркской газеты было следование девизу – «правдивость прежде всего». На протяжение всего периода военных действий газета «Терджиман» была первым информатором мусульманского населения России о ходе военных действий на Дальнем Востоке.
Многие города, в том числе и Бахчисарай отозвались на начало войны молитвой и пожертвованиями. Милосердие, сострадание и взаимная поддержка всегда были и остаются неотъемлемой частью духовной жизни мусульман Крыма. 30 января 1904 г. во всех бахчисарайских мечетях были вознесены молитвы к Богу о скорейшей победе. В этот же день с симферопольского вокзала на Дальний Восток отправились воины из роты Литовского полка, среди которых были, и воины из числа крымских татар. На вокзале собрался почти весь Симферополь. Солдатам были переданы различные припасы и сладости, среди которых – два ящика апельсин от редакции газеты «Терджиман».
6 февраля через свою газету И. Гаспринский призвал все мусульманские благотворительные общества России начать сбор в пользу больных и раненных, хотя бы с самого простого и необходимого. «На полях брани, происходящих часто в глухих местах, обиходная вещь дороже золота. Из таковых вещей самая важная для больного и здорового воина чистое белье, — пишет он. Кто из нас не может дать одну рубашку?». Сбор в Бахчисарае возглавила дочь И. Гаспринского – Шефика.
В № 12 газеты «Терджиман» сообщалось, что в пользу раненных и больных воинов поступило к Ш. Гаспринской 53 новых рубашки, пожертвованных мусульманками. Таким же благим делом занимался Дамский комитет Красного Креста в Троицке, мусульманки Ташкента шили комплекты одежды для раненных на Дальнем Востоке.
16 марта в распоряжение Ш. Гаспринской поступило 97 рубашек, сшитых женами безземельных татар Кунанской волости Евпаторийского уезда. Рубашки были доставлены в редакцию газеты волостным старшиной В. Толстовым. Посылки для Ш. Гаспринской доставлялись не только от крымских жителей. Так, 20 рубашек были подготовлены Мерьям Дебердеевой из Саратовской губернии.
Помимо отчетов по бахчисарайским сборам, И. Гаспринский публиковал различные формы проявления активной гражданской позиции и патриотизма мусульман. Так, имам деревни Суюрташ близ Бахчисарая Сеит Асан эфенди 8 февраля организовал сбор средств со своих прихожан в пользу раненных. Деньги в количестве 108 руб. 70 коп. были переданы уездному кадию. Этот же имам 26 марта передал 53 рубашки на склад Шефики ханым.
Супругой бахчисарайского полицмейстера Н. А. Казанской, в Бахчисарае была открыта благотворительная мастерская для изготовления перевязочного материала для раненных и больных. Бахчисарайцы поддержали это доброе дело пожертвованиями, а городские дамы личным трудом.
И. Гаспринский сообщал, что 30 марта в бахчисарайском городском театре был организован вокально-музыкальный концерт, половина сбора с которого была переведена в пользу средств Таврического лазарета.
В том же месяце «Терджиман» сообщал, что на усиление русского флота пожертвовали солидные суммы почетный гражданин г. Евпатории Сеит Абди Капари оглу (1000 руб.) и землевладелец Ибрагим Абдуль Кадыр (500 руб.). А учащиеся Зынджырлы медресе во главе с учителем Ягья мурзою Мансурским отправили в комитет по устройству Таврического лазарета на Дальнем Востоке 22 руб. 85 коп.
Отчитываясь за сбор пожертвований, 16 апреля 1904 г. Ш. Гаспринская написала в газете своего отца: «Приношу мою глубокую благодарность жертвовательницам и жертвователям, которые так любезно и сердечно откликнулись на доброе дело благотворения и прислали мне свои лепты в пользу раненных воинов на Дальнем Востоке…Деньги эти… как и рубахи сданы мной в управление Таврического лазарета».
До конца военных действий на Дальнем Востоке в редакцию газеты «Терджиман» отправлялись средства в пользу раненных и больных воинов, собранные жителями различных местностей Крыма. А в «Терджимане» всегда находилось место для огромных списков, в которых упоминались имена жертвователей-мусульман.
Сеитмеметова С.А., старший научный
сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ