Максура – (араб.) – ложа либо павильон в мечети, предназначенный для знатной особы или верховного правителя. Ханская ложа служила местом молитвы для правителей, посещавших богослужения в Большой мечети, один из ранних памятников архитектуры Ханского дворца, впервые о ней упоминается в источниках XVI в. Последние реставрационные работы 2003-2007 гг. позволяют датировать отделку помещений нач. XVIII в. с дополнениями и изменениями XIX в.
Стены в первой комнате покрыты изразцами, изготовленными в турецком городе Изнике, и это единственное место во дворце, где сохранился такой редкостный и великолепный элемент декора. Витражи Ханской ложи – не менее яркое украшение всего помещения. Они внутренние и наружные, характер орнамента растительный, а также это архитектурные формы. Потолок первого помещения составлен из элементов, датируемых разным временем. Фахверковые стены второй комнаты расписаны по известковой штукатурке. Потолок здесь более поздний, нежели стеновая отделка. Обязательным элементом мечети является михраб – специальная ниша, указывающая мусульманину направление во время молитвы. В центре южной стены Ханской ложи – рисованный михраб, украшенный цитатой из Корана.
В Ханской ложе представлена выставка «Рукописный Коран, тафсиры и хадисы XVI-XIX вв. в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника». Представленные рукописи XVI – начала ХІХ в.в. – лишь часть уникального музейного собрания книг. Коллекция, насчитывающая сегодня ок. 400 ед., начала формироваться в 1920-е гг. Источником первых поступлений стали две большие библиотеки: Ханская и библиотека Зынджирлы-медресе. Также экспонатами являются сегодня рукописи из мечетей, закрытых в годы советской власти. Часть из них когда-то была передана мечетям в вакф – в мусульманском праве имущество, переданное правителем или отдельным лицом на благотворительные цели. Отдельные рукописи поступили в музей из этнографических экспедиций, закупались среди населения. На книгах указаны имена переписчиков, в том числе, бахчисарайских.
Посетители могут полюбоваться мастерством арабской каллиграфии. На протяжении веков было создано несколько стилей, «почерков» или пошибов арабского письма. Зародившись в Западной Аравии, они были канонизированы в шесть основных каллиграфических почерков. Некоторые стили использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм – художественных произведений каллиграфов. В качестве чернил можно наглядно убедиться и сегодня. Существовали разные сорта чернил, получавшие названия по месту происхождения. Арабы знали также золотые чернила. В искусстве рукописи к почерку предъявлялось самое строгое требование, а о высоком уровне мастерства каллиграфа свидетельствовало его умение писать обеими руками.
Одна из важных составных частей любой книги – переплет. Это особое искусство, вызывающее восхищение и по сей день. К XVIII в. техника его изготовления была доведена до совершенства. Кожаные крышки украшены рельефным тиснением с раскраской и позолотой. Рукописные тексты богато оформлены заставками, миниатюрами и другими украшениями, для чего, наряду с цветными чернилами и тушью, использовались краска, жидкое золото и серебро.
Считается, что в исламский мир бумага попала в VIII в., и уже к сер. XIV в. начался ее экспорт через итальянских купцов. В коллекции Бахчисарайского музея-заповедника преимущественно представлены книги, для написания которых использовалась голландская и итальянская бумага с филигранью – особыми маркировочными знаками, с помощью которых часто датируют бумажные рукописи. Для придания глянца эту бумагу покрывали с обеих сторон клейстером из муки, полировали хрустальным яйцом, что делало ее долговечной, а нанесённые цветными чернилами буквы и узоры – чёткими, яркими и блестящими.
Специфика Корана такова, что требует его разъяснений, а дополнением к Корану являются предания о жизни пророка – хадисы. На выставке – Мухтасар «Сахих» – сборник хадисов имама аль-Бухари, который пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом, а также тафсиры и хадисы из ханской библиотеки, о чем свидетельствуют нишаны – ханские печати на страницах.