Народная медицина крымских татар формировалась на протяжении нескольких столетий, была направлена на предотвращение болезней, тщательную гигиену и профилактику. Традиционные рецепты на основе лекарственных трав и плодов, минералов, продуктов животноводства, а также беспрекословная вера в помощь от Аллаха и чтение специальных молитв давали определенные результаты. Тяжелые наследственные болезни встречались крайне редко благодаря запрету внутрисемейного родства до «седьмого колена», включая молочное родство. Принципы личной гигиены, заложенные в Коране (омовение перед пятикратной молитвой), тщательно соблюдались. Обязательным для всех мусульман было посещение бань хама́м, где, при желании посетителя, специально обученные банщики проводили лечебные процедуры и массажи. Для женщин-мусульманок хамамы являлись своеобразными клубами.
Тщательную гигиену соблюдали готовящиеся вступить в брак. Перед обрядом бракосочетания подруги и старшие женщины вели невесту в баню, мыли ее и удаляли волосы на теле специальной мазью зырны́к, которую замешивали на основе мышьяка. Хной окрашивали пальцы рук и ног не только невесте, но и жениху (хна – отличное дубильное противогрибковое средство). Для стойкости цвета в порошок хны, привозимой из Константинополя, добавляли купорос. Гигиене полости рта придавали особое значение. В комплект взаимных подарков невесты и жениха входили высушенные бутоны гвоздики и смола фисташкового (мастичного) дерева, которую привозили из Греции. Смола отличается сильным антисептическим, антимикробным и противовоспалительным действием, нормализует пищеварение, укрепляет десны и хорошо отбеливает зубы. Гвоздикой ароматизировали полость рта.
Дома внутри тщательно выбеливали гашеной известью, периодически подновляли жидкой глиной полы, утепляли шерстяными коврами и войлоками. Путешественники 19 в. среди главных качеств характера местных мусульман отмечали особую заботу о чистоте в жилищах.
Забота о детях была одной из главных обязанностей женщин. Новорожденных купали в подсоленной воде, чтобы закалить тело и сделать кожный покров невосприимчивым к холоду. Обязательной была процедура обрезания сунне́т, которая вполне оправдана с гигиенической точки зрения. В Крыму традиционно этот обряд проводили в мечетях, когда мальчики достигали 5-12-летнего возраста.
Путешественники 19 в. отмечали умеренное питание и применение множества дикорастущих трав (дикая спаржа, дикая морковь, щавель, полевая горчица, лук, чеснок), овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, меда. Алкогольные напитки, согласно канонам ислама, не употребляли, умеренно утруждались физически, тепло одевались.
В Крыму не была известна кожная болезнь, подобная проказе, которую уральские казаки называли крымской. Встречаемое часто ревматическое заболевание связывали со сквозняками и влажным островным климатом. Редко болели оспой, во время эпидемий в домах соблюдали строгую чистоту, не готовили в помещении еду, не разводили огонь.
В Крыму практиковали кумысолечение, ампелотерапию (лечение виноградным соком), принятие грязевых ванн на многочисленных соляных озерах и минеральных источниках Крыма, где лечили подагру и другие хронические заболевания.
Целительством занимались народные лекари хеки́м, которые знали сотни рецептов, сами готовили порошки, мази, притирания, проводили лечебные процедуры. При ханском дворе это были лучшие авторитетные врачи. Пособиями для них служили рукописные сборники лекарственных трав, медицинские трактаты. За роженицами и кормящими женщинами ухаживали специально обученные женщины-повитухи эбана́й, знавшие все обычаи и запреты, связанные с послеродовым периодом. В середине 17 в. турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечал профессионализм кафинских ученых и лекарей-хирургов. Народных ветеринаров называли уста, а лекарей, лечивших одновременно людей и животных – коновал-эки́м.
Наиболее полный перечень болезней и способов лечения среди крымских татар представлен известным краеведом В. Кондараки. Так, самыми страшными болезнями в народе считали оспу (чечек), скарлатину (ал-колме́к), горячку (терлеме́), солитери (хурт). Детскую золотуху лечили толченой черепицей в смеси со свежим маслом, лишаи – маслом, абсцессы – печеным луком, бородавки срезали ниткой и прижигали губкой, раневые корки – смесью лука, серы и постного масла. Скарлатину и корь лечили настоями кошенили (кырмы́з), болезни горла – кристаллами нашатыря в смеси с чернильным орешком, простым маслом и «подъемом челюсти пальцами». Избавлялись от кашля глотанием 2-3 зерен черного перца, от глистов – съеденными натощак кусочками нашатыря или питьем лаврового масла. От вшей избавлялись мазью, которую готовили из константинопольской травы бит-оту́ и оливкового масла. Существовали и более сложные рецепты. От лихорадки окуривались змеиной шкуркой либо применяли яйцо черной курицы, которое держали под подушкой, выставляли на звезды, а на третий день съедали со скорлупой. Глазные болезни лечили свежим куском мяса, посыпанным растолченным леденцом, от зуда тела помогала свежая шкура зайца, от обморожения – орлиный жир, от застоя в желудке – рассол, от горячки – каты́к (молочнокислый продукт) с чесноком, от чахотки – пчелиные соты с медом, корень калгана или имбирь, а также лошадиное масло. Неспокойным младенцам и маленьким детям давали растертые семена мака, ожоги лечили яйцом, растертым с маслом, болезни сердца – белым калганом со свежим маслом, боли в животе – сухой кизил, пережаренный на овечьем сале. От расстройства кишечника применяли плоды рябины и отвар гранатовой коры, укусы насекомых нейтрализовал каты́к. От ревматизма применяли втирания крепким отваром лошадиных костей или чеснока. Существовал незаразный вид проказы сыраджа́, которая поражала человека на всю жизнь. Неприятные симптомы этой болезни уменьшала свежевыловленная и потрошеная форель либо персиковые листья. Страдающим худобой назначали голодание и принимаемый натощак три дня камень воловьей поджелудочной железы араза́, который разводили в женском молоке. При надрыве от тяжести на поясницу прикладывали пластырь, состоящий из яичного белка, водки, ладана и мастики. Женские болезни лечили сажей и отварами мелиссы.
Но самым действенным средством от всех болезней крымские татары считали молитвы дуа́, ведь в народной традиции крымских татар болезни – это испытание, посланное Аллахом, либо действие злых сил. Молитва наделялась огромной силой, была призвана излечить любые болезни, спасти от несчастья и сглаза, принести в дом счастье и успех.
Но Крым все же не обходили стороной эпидемии заразных болезней. Исследователи рассказывают о вспышках бубонной чумы в период с середины 14 до середины 15 вв.,называя это время «эпохой «Черной смерти» в Крыму. Именно из Крыма эта болезнь проникла в Европу и унесла от трети до половины населения.
В середине 19 в., в период Крымской войны, холера нанесла огромный урон русской армии в Крыму и местному населению. Периодически возникали эпидемии холеры в 1910, 1920-21 гг., что было связано с голодом и разрухой, низким качеством жизни местного населения, плохой информированностью.
Чтобы просвещать население о мерах борьбы с эпидемией чумы, в 1902 году Таврической губернской земской управой было предложено Исмаилу Гаспринскому перевести и издать на татарском языке книги доктора Я. Боткина «Что такое чума и как уберечься от нее» и доктора Педькова «О сапе на людях».
В настоящее время, несмотря на самые передовые технологии в официальной медицине, в некоторых случаях мы все же прибегаем именно к старым народным, передаваемым в семьях от старших к детям, рецептам от тех или иных болезней. Звучит парадоксально, но именно народная медицина в некоторых случаях является спасением, когда официальная медицина не в силах помочь.
В условиях эпидемии вируса, который охватил в эти дни весь земной шар, нам необходимо вспомнить, что элементарная забота о чистоте тела и собственного дома, введение в рацион большого количества фруктов, овощей и полезных трав, здоровый сон помогут сохранить здоровье нам и нашим близким.
Литература:
Абдуллаева Г. Золотая эпоха Крымского ханства. ‒ Симферополь: Крымучпедгиз, 2012. ‒ 216 с.
Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. – 768 с.
Головкинский Н.А. Путеводитель по Крыму. – Симферополь: Издание В.А. Иванова, Типография Спиро (Симферополь), 1894. — 647 с.
Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. — 144 с.
Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – 429 с.
Керимов И. А. Гаспринскийнинъ «Джанлы» тарихы. (По материалам газеты «Терджиман» 1883 -1914 гг. / И. А. Керимов. – Симферополь : Тарпан, 1999. – 408 с.
Котов В. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика / В. Г. Котов // Изв. Алт. гос. ун-та. – 2010. – № 4, т. 2. – с. 111-114.
О крымских лошадях: (практические изучения): из походного портфеля кавалерийского офицера. – Спб., 1857. – 190 с.
Паллас П. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / Пер. снем. – М.: Наука, 1999. – 246 с.
Потапов Л. Алтайский шаманизм. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. – 1991. – 320 с.
Хайдаров т. Ф. Эпоха «Черной смерти» в Крыму (вторая половина XIV — первая половина XV вв.) // Крымское историческое обозрение Издательство: Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан (Казань). – № 2. – 2016 г. – с. 87-98.
С.Н.С. МИККТ Абдураманова С. Н.