«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика».
Ибн Батутта.
Воспоминания путешественников, путевые записки, дневники относятся к письменным историческим источникам личного происхождения. В них описываются не только географическое положение, быт и культура страны, региона, народа, но также чувства, эмоции, воспоминания автора. Некоторые путешественники настолько умело владели даром повествования, что их тексты дают нам возможность прикоснуться к истории, почувствовать себя участниками тех или иных событий.
Ценными источниками по изучению крымскотатарского традиционного женского костюма служит как сама одежда, головные уборы, обувь, а также и их описания в воспоминаниях путешественников XIX – н. ХХ вв. Конечно, только подлинный костюм может свидетельствовать о том, какого рода одежда, крой, ткани, аксессуары существовали в тот или иной период. Однако мы знаем, что предметы одежды, выполненные из органических материалов, весьма быстро приходят в негодность, истлевают. По этой причине, до сегодняшнего дня сохранилось малое количество старинной крымскотатарской традиционной одежды. Практически нет сведений о костюме ханского периода, незначительную информацию об этом черпаем в современных исследованиях дипломатических документов, изобразительных источниках (миниатюры), дополнением к ним служат археологические материалы.
Записки путешественников XIX – н. ХХ вв. являются ценным источником по изучению традиционного крымскотатарского костюма разных сословий. Материалы рассматриваемого периода отражают реальную картину жизни крымского социума. Этнографы и краеведы, посетившие полуостров в указанный период, видели быт и культуру местного населения. Они, возможно субъективно, описывали традиционную одежду, но вместе с тем, давали наиболее точную информацию о составляющих элементах праздничного и повседневного костюма, бытовавшего среди крымских татар.
В зависимости от социального статуса обладателя традиционный крымскотатарский костюм отличался богатством ткани, декора, отделкой, при этом основные составляющие одежды оставались едиными для всех районов Крыма. Повседневная одежда изготавливалась из простых натуральных, чаще домотканых материалов, мало декорировалась, была прочной и удобной в быту. Праздничная (выходная) одежда шилась из дорогих привозных тканей – атласа, шелка, бархата, богато украшалась вышивкой, галунами, жемчугом, бирюзой, бисером. Известный исследователь Крыма Никольский П.В. писал о том, что в Бахчисарае, рядом с Орта и Ени джами располагались лавки и магазины с галантерейным товаром. Эти кварталы мануфактурщиков назывались «Базыргянлар ичи». «В их лавках преобладали заморские товары – французские, голландские и польские сукна и камлоты, согласно духу времени, ярких оттенков и цветов: красного для шаровар, зеленого, голубого, коричневого для верхней одежды, и особенно любимых высшим сословием разноцветных полосатых – желтого с зеленым, красного с синим или черным, голубого с фиолетовым; шелковые ткани из Хиоса, парча и атласы из Венеции, ярко-малиновые бархаты из Бруссы и Константинополя. Были и ткани попроще, шерстяные и бумажные, для людей победнее, но такие же яркие и цветистые».
Традиционный крымскотатарский костюм подразделялся на группы: нательная и верхняя, плечевая и поясная, сезонная одежда (по временам года), включал в себя головные уборы, обувь,
аксессуары. Нательная одежда состояла из туникообразного платья (рубахи) «кольмек» («сайяхлы кольмек», «кетен кольмек»), бытовавшего среди всех слоев населения. Женщины и маленькие дети (до 5 лет) носили длинные рубахи, мужчины – короткие. Краевед Монастырлы Х.А. о нательной одежде крымских женщин писал: «Белье татарки носят исключительно бумажное, которое сами изготавливают. Полотно домашнее хоть и грубовато на вид, но замечательно служит десятки лет». В фондах Бахчисарайского музея-заповедника сохранились мужской и женский вариант нательной одежды. К этой же группе следует отнести нижнюю поясную одежду крымских татар – штаны с широким шагом «шальвар», «туман». «Шальвары» на талии крепились с помощью шнурка «кайтан», в области лодыжек также фиксировались шнурком, иногда украшались маленькими кисточками. Штанины «шальвар» кроились из двух типов ткани (лен, ситец, сукно, шерсть; нарядные из шелка, атласа) разного цвета. Верхняя часть была обычно белая, а низ чаще шили из красной или цветастой ткани. Подтверждением этому служит описание «шальвар», сделанное Бонч-Осмоловским Г.А.: «широкие и длинные до щиколотки, шаровары – туман, с выглядывающими из под верхней одежды, обязательно красными, концами, называющимися балак».
В группу верхней плечевой одежды крымскотатарских женщин отнесем такие предметы: платье – «антер», курточки – «марка», «хырха» (зимний вариант, простеганный на вате), «эльбаде», шубки – «тон», халат – «зыбын». «Антер» – основное название платья имело множество фасонов, разнообразный декор и название, шилось из различных тканей. Куфтин Б. о традиционном женском платье писал: «Сверх рубахи того же покроя, как мужская, надевается верхнее яркое стеганое платье «зубун», или «фистан», длиной до колен, с узкими рукавами, с широким и открытым вырезом на груди, плотно обтягивающее талию, но с особыми выступами на боках – «джабу». Из-под «фистана» спускается ниже колен подол белой рубахи, а далее видны красные широкие шальвары «туман» турецко-османского и туркменского покроя. Грудь завешивается особым нагрудником «гекслюк», прежде увешанным монетами».
Дополнением женского костюма являлся пояс «къушакъ» (обобщенное название). В Крыму носили разнообразные тканые, металлические, кожаные пояса, которые богато декорировались вышивкой, вставками из драгоценных, полудрагоценных камней и их имитаций, а также филигранными деталями и пряжками тончайшей работы. Нередки упоминания о крымскотатарских женских поясах в этнографических материалах XIX – н. ХХ вв.: «Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак, шитый серебром или золотом с громадными серебряными бляхами, с рельефными узорами». Монастырлы Х.А.
Курточки – «марка», «салта марка», «хырха» (зимний вариант), «эльбаде» считались праздничной одеждой, обычно шились из бархатной ткани или сукна бордового, фиолетового, черного цвета, богато украшались золотным шитьем в традиционной технике, галуном, канителью, пайетками, мехом. В работе естествоиспытателя и этнографа Палласа П.С. детально описан традиционный костюм местного населения, о коротеньких женских курточках автор писал: «[крымские татарки носят] верхнюю одежду яркого цвета с короткими рукавами, по-турецки обшитыми горностаевыми или иным мехом, или галунами». Интересное описание данного вида плечевой одежды встречаем у этнографа Пассека В.В.: «Сверх антери была надета черная бархатная салта марка, с короткими рукавами, вышитая в узор, по всем краям золотым шнурком».
Следует сказать еще об одном виде женской плечевой одежды «фередже», накидывавшейся на плечи или на голову при выходе на улицу. В Крыму не было единого названия данного покрывала, кроме того, использовалось несколько определенных форм и подразделялось по способу ношения на две группы: халатообразная плечевая накидка и головное покрывало. Сведения о данном покрывале можно встретить почти у каждого путешественника и исследователя, побывавшего в Крыму в XIX – н. ХХ вв.:
«Иногда по переулку пройдет белая фигура под чадрой, из-под которой виднеется зеленая или малиновая юбка и желтые сапоги». Берг Н.В.
«Женщины, как каменные статуи, обмотанные с головы до ног в белые чадры, с едва оставленным просветом для глаз». Марков Е.Л.
Женские головные уборы крымских татар отличались большим разнообразием: платки, шарфы, налобные повязки, шапочки, чалмы, покрывала. Остановимся лишь на шапочках «фес», которые привозились в Крым из Турции еще в середине XVIII в. «Фески» отличались по форме – неглубокие, цилиндрические, полусферические и по декору — вышитые золотной нитью, украшенные монетами, галуном, филигранными навершиями «тёпелик». Данный тип головного убора входил в состав костюма практически всех социальных и возрастных групп населения, чаще встречался у детей, девушек и молодых женщин. О «фесах», так же, как и о покрывалах «фередже» достаточно часто писали этнографы и краеведы, посетившие Крым в рассматриваемый период. Так, например, Бонч-Осмоловский Г.А. отмечал: «На голове [у женщин] шапочки фес, в прежнее время сходные с туркестанскими – такие же мягкие и вышитые. Теперь черные бархатные, украшенные спереди золотыми монетами, а сверху серебряной филигранной или чеканной бляхой (тепелик). Поверх феса накидывается вышитая шаль марама, свободно спускающаяся сзади». «Феска эта с гладким верхом, покрытым золотого цвета бляхой с бахромой вокруг, покрывается в два ряда позолоченными или серебряными позументами, и кроме того с передней стороны обшивается несколькими десятками мелких турецких червонцев. У бедных, конечно, она не имеет никаких украшений, за исключением простых позументов». Достаточно красочной и разнообразной группой традиционного крымскотатарского костюма являлась кожаная обувь, которая имела особое значение и была показателем социального статуса. Представители зажиточного населения Крыма носили полихромную, изящную, красивую, богато декорированную кожаную обувь. Простое население, в частности, жители сел, обувались в изделия из темной, грубой, плохо выделанной кожи. В Крыму женщины носили – «папучи» (мягкие сафьяновые тапочки без задников), «терлик» сафьяновые полузакрытые туфли на низком ходу, туфли «емени» (появившиеся в Крыму под влиянием турецкой моды), сапожки «мест», уличные туфли «катыр» (с невысоким каблуком на подковке), комбинированные деревянные сандалии с кожаным верхом «налын». Описание различных видов традиционной обуви отражено в воспоминаниях путешественников XIX – н. ХХ вв.:
«На ногах «папучи» — сафьяновые туфли без задников». Куфтин Б.
«На ее ногах всегда новые сапоги, или башмаки, и тогда случается, что нога обута в ажурный чулок». Берг Н.В.
«Для хождения по непролазной деревенской грязи существовали своеобразные приспособления: высокие, до 3-х вершков, деревянные котурны, называющиеся табал-дрых». Бонч-Осмоловский Г.А.
Подводя итоги, следует отметить, что мы постарались проанализировать большую часть элементов крымскотатарского традиционного женского костюма. Благодаря воспоминаниям путешественников XIX – н. ХХ в. у современных исследователей есть возможность изучения и популяризации традиционной культуры и истории Крыма. В данной работе не освещены такие составляющие традиционной одежды, как головные покрывала (марама, шербенти, тюрбаны, платки), фартуки, чулочные изделия, аксессуары (манжеты, пуговицы). Автор планирует дальнейшее изучение и публикацию материалов по данной проблематике.