Продолжение.
Второй тип обуви – сшитый (Группа 2), характеризовался большей сложностью кроя, и разнообразием конструктивных элементов и типов, наличием вшитой подошвы, а также декорированием деталей верха и разноцветной цветовой гаммой. Такая обувь была более прочной и удобной в повседневном использовании, при ее изготовлении использовалась правая и левая колодки.
К группе сшитой обуви можно отнести домашнюю или уличную обувь «папуч» – мягкие сафьяновые тапочки (без задников, состоявшие из союзки – деталь обуви, закрывающая тыльную поверхность стопы и тонкой твердой подошвы без каблука), бытовавшие в Крыму с конца XVIII в. Тапочки часто выкраивались с язычком у подъема, имели в меру тупой или заостренный носок и тонкую ровную подошву. Образцы «папучей» конца XVIII – начала XIX в. имели подошву с каблуком в виде танкетки (сплошной клиновидной подошвы, более высокой в районе пятки, были удобными при ходьбе). «Папучи» были чаще всего красного и желтого цвета, но в ранних вариантах встречались также тапочки коричневого и черного цвета (обычно в мужской обуви), декорировались золотной вышивкой, аппликацией. «Папуч» отличались мягкостью, гибкостью, яркостью цветовой гаммы. Летом тапочки «папуч» женщины и мужчины носили на босую ногу, в холодное время года мужчины (крымские татары Южного берега) обували их на шерстяные носки «чорап» (покрывающие лодыжку и часть икры) или гольфы (покрывающие лодыжку и доходящие до колен). Женщины (южнобережные и предгорные крымские татары) также носили высокие, почти до колен, шерстяные гольфы, но с цветным узором, которые назывались «сырлы чорап» или просто «чорап».
Еще одна разновидность уличной и домашней обуви (Группа 2) – «терлик» сафьяновые полузакрытые туфли на низком ходу, с «язычком» в подъеме, мягкие и комфортные. Верх «терликов» состоял из цельнокроеного носка и союзки, которые соединялись боковыми швами с задником, высота их обычно была чуть ниже лодыжки. Встречаются также «терлик» без задника, состоящие из плоской, толстой, ровной подошвы, женские модели иногда дополнялись невысоким широким каблуком высотой 1,5 см и кожаной тонкой стелькой. Кроме того, женские варианты украшались золотным шитьем, шелковыми нитками и шнурками, накладной аппликацией. Этот вид обуви в Крыму был достаточно популярным, «терлик» могли быть в желтом, красном, коричневом, черном и других цветах.
Туфли «емени» (йеменские; Группа 2) появились в Крыму в начале XIX в. под влиянием турецкой моды. «Емени» сначала производили в Йемене (государство, расположенное на юге Аравийского полуострова), затем
производство распространилось в Османской империи (центр производства – г. Антеп; современная Юго-Восточная Анатолия, г. Газиантеп). «Емени» также имели толстую подошву, низкий каблук (могли быть без каблука), острый, загнутый вверх носок – «птичий клюв», союзка обычно выкраивалась с «язычком». Красили такие туфли в темные цвета (коричневый и черный). Как и тапочки, женщины и мужчины носили туфли «емени» летом на босу ногу, а в холодное время года обували на «чорап». Они также отличались удобством и универсальностью.
Уличная обувь, в которую надевали сапожки «мест», в районах Крыма имела разные названия. Так, например, в южнобережном Крыму она называлась «чызма» и «коревле», в горных районах – «катыр», в степных районах – «аякъап» (Группа 2). Это была глубокая обувь, чаще всего из желтой кожи, на твердой и плотной подошве, с невысоким каблуком на подковке, предположительно, отсюда и получившая название «катыр» (в переводе с турецкого языка – трескучие). Верхняя часть «кьатыр» изготавливалась из более мягкой и эластичной кожи, полностью закрывала тыльную часть ступни и имела невысокий подъем стопы. В начале ХХ в. этот тип обуви обрел черты европейской обуви, для вспомогательного крепления на ноге стали использовать пришивные ремешки «джорме» с пряжкой, и их уже чаще называли «калош».
Еще одним популярным видом обуви, бытовавшим в местной крымскотатарской среде, являлись комбинированные деревянные сандалии (ходули; Группа 3) с кожаным верхом «налын» предназначенные для женщин, реже подобную обувь носили мужчины. В разных районах Крыма данный вид обуви называли по-разному, так например, «налын» в Бахчисарае и в районе, «табылдырыкъ», «табандрыкъ» – в предгорных и степных районах. «Налын» изготавливали в виде сплошной танкетки и платформы в виде двух поперечных досочек-подставок, где высота последних в женских изделиях доходила до 15 см. «Налын» делали из легкого дерева, обычно черного тополя. Сначала под передний и задний конец подошвы крепили деревянные подставки, а потом вырезали подошву, на верхнюю часть которой дополнительно набивали небольшие гвозди, чтобы нога не скользила. К подошве в области подъема ступни с помощью гвоздиков прикрепляли широкий кожаный ремень-перепонку, куда вставлялась нога. Колодки носили на улице в непогоду (чтобы не испачкать верхнюю кожаную обувь и одежду), а также в бане, где «налын» защищали ступни от горячего пола.
Среди зажиточного крымскотатарского населения были популярны мужские хромовые, реже – сафьяновые сапоги «чызма» черного, иногда красного цветов (в степных районах; Группа 4), которые шили на твердой рантовой подошве с высоким голенищем (до и выше колен). В начале XIX в. «чызма» делали на невысоких каблуках, остроносыми, нижняя часть сапог плотно обтягивала стопу, а высокое голенище резко расширялось от лодыжек до середины голени. В конце XIX – начале XX в. сапоги имели твердую рантовую подошву с каблуком, верх изделия состоял из трех деталей (задника, союзки (носок с боковинами кроили вместе) и узкого высокого голенища до колен). Подобная обувь хорошо держала форму, была комфортна в любых погодных условиях.
С конца XIX – в 30-е гг. ХХ вв. в традиционном крымскотатарском костюме и обуви произошли значительные изменения. В этот период на полуострове наряду с традиционной стала распространяться современная обувь фабричного производства. Новые модные тенденции сначала получили отклик среди жителей городов и зажиточного населения. У. Боданинский отмечал, что в 20-е годы ХХ в. на ногах местных жителей появляется дешевая и прочная стандартизованная обувь, вытесняя собой неприспособленные для современной жизни сапожки «мест».
Чубукчиева Л.З., с.н.с МИККТ
ГБУ РК БИКАМЗ