Традиционная музыка, исполняемая на старинных музыкальных инструментах, является отражением культуры каждого народа. В Бахчисарайском музее-заповеднике экспонируются различные музыкальные инструменты. Среди них давул и зурна.
В период Крымского ханства давул и зурна были инструментами военного оркестра, в который входили десятки зурн и больших барабанов. При совместной игре они создавали оглушительное звучание. Турецкий путешественник Э. Челеби писал: «Ханам было пожаловано два знамени, два санджака и байрака и военный оркестр в семь рядов. Он играет перед войсками в оставшиеся от предков афросиябовы трубы, джемшидовы зурны и барабаны».
Встречается давул, где правой рукой бьют колотушкой, а левой – медной тарелкой и чубукълы давул, где правой рукой бьют колотушкой, левой же – тонкой тростью.
Представленный в экспозиции музея барабан, называется чубукълы давул (чубукълы с крым. тат. – «с прутьями»). Этот инструмент приобретен у музыканта Махмуда Халиля в Бахчисарае. Мембраны делали из дубленой телячьей кожи, натянутой с двух сторон скрещивающимися решетками. По правой стороне били деревянной колотушкой чокъмар, подчеркивая сильную долю такта, а по левой – прутом, выбивая мелкие ритмические длительности. Правая сторона настраивалась ниже, чем левая. К давулу прикреплен широкий ремешок длиною примерно в один метр. Подвешивая инструмент через правое плечо, музыкант играл на нем стоя. Остов (обод) барабана сделан из орехового дерева. На давуле играли во время свадеб, празднеств и других важных мероприятий.
Зурна – духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового или тутового дерева. Длина около 37 см, ствол конический, представляет собой деревянную трубку с большим раструбом. На верхней стороне семь игровых отверстий, а на тыльной – одно, и расположено оно ниже первого (лицевого). На лицевой стороне, в начале раструба есть одно или два подстрочных отверстия. В верхний конец ствола вставляют деревянную втулку с вилкой. Оба конца вилки доходят до уровня третьего отверстия, чем и достигается дополнительная подстройка зурны. Крымская зурна имеет большой раструб. Зурна распространена на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии. В Бахчисарайском музее-заповеднике представлены зурны турецкой работы XIX в. с оригинальным названием «боразан».
Путешественник Г. Радде в очерке «Крымские татары» упоминает о зурне и дауле: «У Татар ногайского происхождения вся музыка сосредотачивается в дудке и большом барабане и производится следующим образом: сперва барабанщик ударяет, с весьма малыми паузами, от тридцати до пятидесяти раз; затем несколько времени слышна дудка; потом он сильнейшим образом ударяет в барабан раз или два, и если кожа не лопнула, то снова продолжает мелкою дробью».
Ансамбль, состоявший из двух зурн и одного барабана давул, назывался давулджылар. Как правило, одна зурна играла соло, а вторая сопровождала его.
Краевед В. Кондараки писал, что на праздниках обязательно была слышна «музыка, состоящая из двух скрипок с бубнами и огромного барабана с зурнами».
В настоящее время игра на старинных музыкальных инструментах вновь возрождается и звучит в оркестрах.
Велиева Севиля,
специалист по экспозиционной
и выставочной деятельности МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ