В книге поступлений музея-заповедника говорится еще об одном редком виде головного украшения – стефан. У. Боданинский так описывал этот предмет: «Стпан (особенности диалектического произношения) – украшение, заменяющее головной убор женщины» [9, л. 301-302]. Подобные головные украшения были известны еще в Древней Греции, они богато украшались драгоценными камнями и по форме напоминали венец. Сведения о бытовании стефана в Крыму даны в судебных книгах и датированы XVII в. Стефан, сохранившийся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника, выполнен из красного бархата, богато украшен жемчугом, пятнадцатью серебряными поясками, на которых – вставки из цветных камней (?). Как отмечалось ранее, ювелирные изделия – соргуч и стефан – представляют группу украшений, популярных среди представителей ханской семьи и крымской знати. В конце XVIII в. в Крыму церемониальные украшения стали большой редкостью. В основном ювелирная палитра рассматриваемого периода представлена простыми и более скромными изделиями.
Проанализируем ювелирные изделия, относящиеся к группе редких, исчезающих. Это излюбленные головные украшения крымских модниц: сач къасиде, баш-алтын, зилиф-аскъы. Баш-алтын – налобное украшение в виде тонкой металлической ленты, состоящей из ряда звеньев различной формы или пластин с рельефным орнаментом, к которым крепились круглые, каплевидные, спиралевидные подвески.
Замужние крымские татарки на виски, ниже баш-алтын подвешивали зилиф-аскъы – височные украшения, которыми украшали локоны. Локоны подстригались после свадьбы. Этот вид украшений был особенно популярен средижительниц Южного берега Крыма. Височные украшения изготавливались из золота, серебра и др. металлов в форме декоративных пластинок с подвесками (в виде монет, пластинок с подвесками), инкрустировались камнями.
То, как носили подобные украшения, описывал и зарисовывал в своих дневниках У. Боданинский. Он отмечал, что молодые незамужние девушки носили шапочку фес, поверх которой набрасывали головное покрывало. Налобные и височные украшения были позволительны лишь замужним женщинам до сорока лет. Юные девушки и женщины заплетали тонкие косички. Переднюю часть волос женщины намазывали душистым мылом, а жительницы Бахчисарая – сахаром, для того, чтобы они были более послушными и легко укладывались, а также к ним можно было легко прикрепить височные украшения. На лобную часть завязывали баш алтын, которое крепилось с помощью тесемок на затылке, концы прятались под косичками. Поверх налобного украшения накидывали буркенчик – вид головного покрывала из тонкой ткани белого, кремового или зеленого цвета, отделанного кружевом.
Распространённым женским головным украшением-оберегом были сач-къасиде. Они представляли собой прямоугольные или плоские треугольные коробочки с филигранным или чернёным узором, которые подвешивались с помощью цепочки и крепились металлизированными плетёными нитями к волосам. Внутрь подобных оберегов вкладывали написанные молитвы. Упоминание о них встречаем у краеведа Х. А. Монастырлы: «Те у кого волосы длинные, для предохранения от завистливого и дурного глаза, к оконечностям средних кос прикрепляют красиво отделанную ладанку со священной молитвой, как талисман благополучия».
Другим видом редких ювелирных изделий являются герданлы-купе – серьги соединённые между собой цепочками или ожерельем, проходящим под подбородком. В довоенных инвентарныхГерданлы купе – серьги с цепочкой. Крым, XIX в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. книгах, составленных У. Боданинским, говорится о ногайских серьгах «герданлычлы купе». В работе современного ученого Акчуриной-Муфтиевой Н. М. сказано, что серьги герданлы-купе бытовали не только в степных районах, но и были весьма популярны среди обитательниц восточного побережья Крыма. На сегодняшний день, автором не подтверждена информация о бытовании подобного вида серег в ханский период, не обнаружены также и современные копии.
Лихолетье первой половины ХХ в., сложное экономическое положение привели в упадок традиционный уклад и культуру народов России. Был упразднен крымскотатарский традиционный костюм, а вместе с ним и ювелирные украшения. Часть из них просто вышла из обихода, часть была подчинена новым требованиям моды. Следует отметить, что подобные головные украшения не нашли отражения и в работах современных мастеров.
с.н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,
Чубукчиева Л.З.