В экспозиции Музея истории и культуры крымских татар на выставке «Бахчисарай – ремесленный город» вниманию посетителей представлены изделия ремесленников конца XIX – начала XX вв. Гости музея с большим интересом останавливаются у каждой витрины, рассматривают и фотографируют экспонаты, задают вопросы. Экскурсантов интересуют материалы, инструменты, технология изготовления различных предметов, применение их в быту.
Внимание посетителей музея на вышеупомянутой выставке привлекает мяч диаметром шесть сантиметров, изготовленный из кусочков кожи. Часто наши гости спрашивают: в какие игры играли с мячом в те далекие времена крымскотатарские дети?
Путешественники и исследователи этнографии крымских татар еще в XIX веке обращали внимание на трепетное и уважительное отношение к детям в семьях. Детей одевали в одежду, сшитую по размеру, которая ничем не отличалась от одежды взрослых. Это воспитывало в представителях подрастающего поколения чувство собственного достоинства. Практически при каждой мечети была школа – мектеб, ее посещали и мальчики, и девочки. Детей обучали чтению Корана и письму. Конечно, дети помогали взрослым по хозяйству, но тяжелым трудом их не обременяли, и у них была возможность предаваться играм.
Филолог-востоковед и этнограф Филоненко В.И. зафиксировал большое
количество разнообразных детских игр, бытовавших в Крыму, описания которых он отразил в своей работе «Детские игры крымских татар».
При изучении детских игр крымских татар в разные исторические эпохи просматривается их трансформация, обусловленная изменениями в социуме, в жизненном укладе народа.
Процесс игры очень важен для воспитания ребенка. Игровая деятельность учит и подготавливает к взрослой жизни, общению с другими людьми и отношению к окружающему миру. Еще сто лет назад игра являлась частью национальной культуры народа, его истории, знакомила детей с обычаями, традициями, обрядами, укладом жизни, трудовой деятельностью.
Филоненко В.И. в XIX веке разделил игры крымскотатарских детей на группы. Это игры с мячом, с камешками, с костями, с плетью, активные, в движе нии и творческие.
Игра с мячом была одной из самых распространенных не только у крымских татар, но и у многих других народов. В Крыму с мячом играли в следующие игры: чукъур топ, топчикъ, аркъа топ, он, кой-къачты, чалме топ, арман топ, коразчикъ (в конце статьи дано подробное описание этих игр). Анализируя данные игры, можно понять, какие важные качества и необходимые навыки они развивали в детях: упорство, силу, волю, точный глазомер, выдержку. Название участников игр отображает сельскохозяйственный уклад жизни. Но в целом эти игры дают общее понимание социально-экономической ситуации в обществе.
После установления в Крыму Советской власти уклад жизни крымских татар стал кардинально меняться. Это отразилось и на играх детей. Появились совершенно новые для данного региона детские развлечения. Со слов Мамутова Абла ага, родившегося в 1930 году в Бахчисарае, в довоенные годы дети играли в футбол и баскетбол, в Щорса, Чапаева и Ворошилова, играли в «лапек», «топал боджакъ», «маймун», «конфет оюну» и другие. Из игр с мячом, кроме футбола, сохранился лишь «дивар топ». В играх детей крымских татар стали теряться особенности национальной культуры, ментальности. Но игра сохранилась как активный способ развития личности, поведения среди людей, отношения к окружающему миру. Отголоски былых игр все же иногда просматривались, например, в национальной борьбе «куреш» или в игре в «ашики», но в основе своей игровой деятельности дети стали отображать исторические события и изменения в укладе новой послереволюционной жизни.
Послевоенные дети, со свойственным им азартом, уже играли в «войнушки», делясь на «наших» и «не наших», «казаки-разбойники», «выбивалы», «ладушки», «пятнашки», «веревочки». Детские игры абсолютно потеряли национальную самобытность.
Еще совсем недавно во дворах можно было увидеть, как дети играют в активные игры, но современное развитие технологий, создавшее всевозможные электронные гаджеты, явило миру новый вид игр – виртуа льный. Игра перестала нести свою адаптирующую к социуму функцию. Дети живут в искусственной реальности. Может ли это привести к формированию бездуховного общества, состоящего из социопатичных личностей, которые не чувствуют связь со своими корнями и историей? Возможно, именно здесь социальная, воспитательная, хранительная функция музея становится базовой. Сохраняя не только материальное, но и нематериальное культурное наследие народа, популяризируя его в обществе, музей вносит свой неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения и формирование культуры межэтнического общения в Крыму.
Директор МИККТ, М.А. Сейтумерова