Некоторое время назад, на официальном сайте Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника публиковались материалы о благотворителях (Ю. Лапин, А. Отливанчик) и их благородной деятельности. С момента создания Бахчисарайского музея в стенах Ханского дворца и до сегодняшнего дня, благодаря благотворительной деятельности меценатов музейные коллекции пополнялись и расширялись. У каждого переданного в дар предмета имеется легенда, история, судьба.
В данной статье речь пойдет о небольшом, но очень интересном подарке – ювелирной коллекции семьи Мутевелли. Осенью 2014 г. эти украшения были переданы Бахчисарайскому музею-заповеднику жителем Москвы А. Отливанчиком. Часть украшений семьи Мутевелли сегодня экспонируется на выставке «Ювелирное искусство крымских татар». Коллекция украшений досталась дарителю от его прабабушки. Часть из них выполнена в традиционном крымскотатарском стиле и технике, вторая половина представлена фабричными предметами, характерными для советского периода. В музейной документации имеется краткая информация о дарителе, коллекции, истории, периоде. К сожалению, сведения крайне скудны, и отвечают лишь требованиям делопроизводства. В связи с этим, нами была предпринята попытка расширить имеющиеся данные. В личной переписке с дарителем А. Отливанчиком, он любезно согласился поделиться историей своих родственников – семьи Мутевелли. Воспоминания А. Отливанчика получились очень живыми, интересными, публикуем их, сохраняя стилистику и пунктуацию автора.
«Вообще-то до середины 1920 годов семья носила фамилию Челебиевы по имени основателя рода Аджи Сеитумера Челеби, уроженца г. Бахчисарай, который умер в 1941 году там же. Жену звали Мерзие (годы жизни неизвестны). Когда и по какой причине они сменили фамилию на Мутевелли – сие есть тайна и загадка. Мутевелли – фамилия, происходящая либо от названия придворной должности управителя вакуфным имуществом мечети или медресе, либо, по другой версии, надзирателя за фонтанами Бахчисарая.
Дочь Аджи Сеитумера Назифе Мутевелли (на фото) (1891 г. Бахчисарай — 1973 г. Самарканд) была, вероятно, первой владелицей этих украшений. До войны она работала в швейно-шапочной артели им. Крупской г. Бахчисарай.
Кроме Назифе у Аджи Сеитумера Челеби была дочь Анифе Мутевелли (Аблаева) (1888 г. Бахчисарай – 1961 г. Самарканд) и сын Эмирали Мутевевелли (1894 г. Бахчисарай – 1977 г. Кемптен, Германия).
Муж Назифе Мутевелли — Мустафа Сейдали — прожил совсем недолго, умер между 1920-1921 годами во время эпидемии холеры в Крыму, но у них родилось трое детей: Осман (1914 г. Бахчисарай – ? Румыния), Зебиде Мутевелли (1920 г. Бахчисарай – 1941 г. Бахчисарай) и Зилха Мутевелли (1918 г. Бахчисарай – 2002 Чистенькое, Крым).
Зилха Мустафаевна Мутевелли (см. фото) – следующая владелица этих украшений – окончила Керченский металлургический техникум в 1936 году по специальности «Обогащение полезных ископаемых». Кем работала до войны неизвестно. Старинная привычка прятать ценности в стенках земляных дувалов (стен Ч.Л.) чуть не сыграла дурную шутку, когда в мае 1944 года выселяли татар, и не было возможности на глазах у солдат забрать ценности из ниши в стене. Так бы они и пропали, если б в месте сбора выселенных в ожидании грузового транспорта ей на глаза не попалась знакомая девушка из комендатуры, с которой у неё были хорошие отношения. Вот Зилха и попросила эту девушку сходить к ним во двор (солдаты оттуда уже ушли), объяснила, как найти спрятанные ценности, и принести этот свёрток к ней. Это удалось, хоть и не с первой попытки и таким образом эти украшения попали в Узбекистан. (Кстати, эта же девушка ранее предупредила семью Мутевелли о том, что в отношении татар готовится какая-то акция и надо быть наготове. Благодаря этой информации удалось, невзирая на суматоху сборов, взять с собой документы, еду, вещи и даже грампластинки).
Брат Зилхи Мутевелли – Эмирали Мутевелли — к тому времени эвакуировался из Севастополя в Констанцу, Румынию. Его семья была вынуждена остаться в Крыму и позже была депортирована в Узбекистан. Так вот, его дочь Ремзие Эмировна Мутевелли (1939 г. Бахчисарай – 2002 г. Москва) (на фото Ремзие слева с Зилхой) стала следующей владелицей этих украшений. К сожалению, я не знаю ни времени, ни обстоятельств передачи украшений от Зилхи к Ремзие, но полагаю, что бездетная тётушка Зилха очень любила свою племянницу и всегда очень помогала ей, в том числе и финансово. Возможно, какие-то украшения Ремзие Эмировне достались от её матери Таировой Эдае (см. фото) (1910 г. Бахчисарай – 1989 г. Самарканд), но уточнить этот вопрос мы уже никогда не сможем».