Исламское искусство – это гимн единобожию и обещание рая для праведников. Коран был ниспослан на землю, чтобы предупредить людей о предстоящем Судном дне, указать истинный путь в вере и получить надежду на спасение. В некоторых сурах подробно описываются сцены конца света и адских мук. Однако тут же яркие эпизоды райской жизни для праведников увлекают человека, рисуют в воображении чудесные картины рая, полного неги и блаженства. Изображения райских садов буквально пронизывают все мусульманское искусство, будь то мрамор или известняк, дерево или кость, стекло или ткань. Каллиграфически исполненные коранические тексты, многократные повторения имен Аллаха переплетаются с арабеской – символом райского сада, постоянно напоминая человеку о праведности поступков и достойной награде.
Рассмотрим в контексте Священной Книги два фонтана Ханского дворца – Золотой и знаменитый Фонтан слез, мраморные плиты которых украшены растительным орнаментом и каллиграфически исполненными текстами:
«Из райского источника, названного Сальсабилем» — на Фонтане слез (76:18)
«И напоил их Господь напитком чистым» — на Золотом фонтане (76:21).
Обе надписи являются выдержками из суры «Человек», в которой говорится о том, что праведные будут награждены вечной жизнью в раю, среди неги и покоя, в тенистых садах (76:11-22): «Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью. И за то, что они терпели. Он воздаст им райскими садами и шелковыми одеяниями. Они будут возлежать на ложах, не зная ни зноя, ни мороза. Тень деревьев будет осенять их, а плоды будут склоняться над ними низко. К ним приблизятся [девы] с сосудами из серебра и чашами из хрусталя, хрусталя серебряного, [блистающего] совершенством. В том саду те [девы] напоят их из чаши [напитком], настоянным на имбире, ИЗ РАЙСКОГО ИСТОЧНИКА, ПРОЗВАННОГО САЛСАБИЛЕМ. [Чередой] обходят их вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за жемчуг рассыпанный. Когда же присмотришься, то увидишь блаженство и великую власть [над ангелами]. Они облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные, И НАПОИЛ ИХ ГОСПОДЬ НАПИТКОМ ЧИСТЫМ. Воистину, все это — вознаграждение вам, воздаяние благодарностью за ваше усердие».
Образ рая в священных текстах повторяется многократно и очень конкретно. Своеобразный символ райского сада – это вазон с цветами и плодами, который встречается очень часто в вышивках, резьбе по дереву, росписях и пр. Так, на Золотом фонтане плиту со словами из Корана обрамляют изображения двух ваз с розовыми кустами и трех чаш с инжиром и персиками. Вода в нижний резервуар подается из трубки в пасти бронзовой головы льва. В верхней части плиты – табличка с именем хана «Каплан Герай хан, сын Хаджи Селим Герай хана, да помилует Аллах его и родителей, 1146 г.» (1733 г.), чуть ниже – полукруглая пальметта с 13 листьями. Пальма многократно упоминается в Коране (50: 9-10):
«Мы с неба льем благословенный дождь
И с ним все злаки и сады произрастаем
И пальмы статные
С рядами густо восседающих плодов».
Кроме того, плодами пальмы святая дева Мариам подкрепляла силы в ожидании рождения библейского Иисуса (19: 22-25): «[Марйам] забеременела им (т. е. ‘Исой) и удалилась с ним подальше [от людей]. Она подошла к стволу пальмы и, не в силах терпеть родовые схватки, воскликнула: «Как бы я хотела умереть раньше и быть навсегда забытой!» Тогда [‘Иса] воззвал из лона: «Не тревожься, твой Господь заставил течь возле тебя ручей. Так [пригни] к себе ствол пальмы и потряси его — на тебя посыплются свежие финики».Финики являются основной пищей среди многих мусульманских народов, именно финиками и водой принято разговляться во время поста в священный месяц Рамадан. Традиция эта была положена, согласно сборнику хадисов «Сахих аль-Бухари», Пророком Мухаммедом (кн. 15, гл. 401, стих 499): «В день разговения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». Золоченая кайма из витой лозы с листьями и бутонами в обрамлении фонтана завершает композицию и создает образ страницы Корана.
Фонтан слез первоначально был устроен у мавзолея Диляры Бикеч в южной части дворцового комплекса, после 1783 г. был перенесен в Фонтанный дворик и пристроен к западной стене Зала Дивана. Являясь сельсебилем, фонтан был предназначен не для использования, а наслаждения звуками водяных струй. Мраморную плиту фонтана украшает барочный растительный орнамент, а также изображение ваз с фруктами. На верхней плите Фонтана слез резная надпись, восхваляющая Крыма Герая хана, а также хронограмма с зашифрованной датой постройки 1177 г. (1763-64 гг). Ниже расположена орнаментальная плита с лозой и листьями аканта, в центре в медальоне – ваза с персиками и грушами, далее – небольшая плита с кораническим текстом. В арочном своде – расположенные каскадом объемные чаши, в которые попадает вода из медной трубки в центре цветка лотоса. Согласно Корану (53:14), мистическое лотосовое мировое дерево растет на седьмом небе возле престола Аллаха. В основании нижнего резервуара для воды – объемная двойная спираль. Как отмечает искусствовед Эльмира Гюль, «мотив спирали носил медитативные функции и был наполнен глубоким мистическим смыслом. Спираль можно рассматривать как символ вечного движения, стремление к постижению истины или Божества, не случайно она заканчивалась рисунком ислими, который, в свою очередь, в мусульманском искусстве соотносился с красотой Бога. Проекция рисунка спирали напоминает все то же кружение дервишей, цель которого – достичь состояния транса. Средневековые художники, рисуя спираль, вели линию от края к центру, как бы проходя весь путь духа к Абсолюту». В узкой кайме по краю мраморной плиты фонтана расположены овальные медальоны с цветущими розами, другими цветами и листьями.
Роза в исламе – цветок, имеющий особое значение, образец красоты, цветок Пророка Мухаммеда. Для суфиев этот цветок имел особое значение: через любовь к розе они выражали любовь к Пророку. Головные уборы последователей тариката имели форму розы и даже имели в названии слово «гуль» – «роза»: «Накшбендие Гюлю» (роза накшбенди), «Эшрефи гюлю» (роза чести) и пр. Роза в восточной поэзии – украшение, полное символов. С розой соотносятся красота женщины, любовь к Богу, бренность мира, а с ароматом – вечная жизнь в раю.
Неслучайно появились на плитах фонтанов изображения вазонов с фруктами. О фруктовых деревьях в райских садах сказано в Коране.
16:11. «Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих».
95:1-4. «Клянусь смоковницей и оливой! Клянусь горой Синаем! Клянусь этим безопасным городом (Меккой)! Мы сотворили человека в прекраснейшем облике…»
56:28-33. «Они будут там среди лотосов, шипов лишенных, под бананами, отягощенными плодами, в тени [деревьев] раскидистых, среди ручьев текучих и плодов обильных, доступных и разрешенных»и др.
Тема воды в Коране затронута многократно: вода – источник всего живого на Земле. Из воды Всевышний создал человека, он посылает пресную воду на землю, даруя жизнь:
25:48-49. «Он – Тот, Кто посылает ветры с доброй вестью о Своей милости. Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду, чтобы оживить ею мертвую землю и напоить ею многочисленный скот и многих людей из тех, кого Мы сотворили».
Райские сады изобилуют не только плодами, но и чистыми реками и источниками (Сальсабиль): 47:16 (15). «Образ сада, который обещан богобоязненным: там — реки из воды не портящейся…» или 88:8-16. «Лица в тот день благостные, своим стремлением довольные, в саду возвышенном. Не услышишь ты в нем болтовни. Там источник проточный, там седалища воздвигнуты, и чаши поставлены, и подушки разложены, и ковры разостланы».
Таким образом, рассмотрев фонтаны в контексте Корана, можем сделать вывод, что эти сооружения олицетворяли страницы Священной Книги, воплощая тексты в орнаментах, призывая вкушать воду из источника, созерцать узоры, каллиграфические тексты и помнить о божественной благодати в награду за беспрекословную веру.
Научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,
Абдураманова С.Н.