В данной публикации из серии статей о восточном металле бахчисарайской коллекции речь пойдёт об осветительных и обогревательных приборах. Подсвечники из металлов, широко использовавшиеся человеком в быту с XV века, со временем были вытеснены лампами, люстрами и иными осветительными приборами. До этого они нередко становились деталью праздничного стола, а также часто использовались в интерьере различных культовых сооружений. В собрании Бахчисарайского музея-заповедника представлены подсвечники типа шамдан, или шандал – довольно массивные, в том числе, и напольные, предназначенные для одной свечи. Большинство из них имеют турецкое происхождение, их отличает лаконичность формы, они почти не декорированы орнаментом. Подсвечники, происходящие из Ближнего Востока, как и все металлические изделия этого региона, плотно и тщательно орнаментированы.
В музейных инвентарях 1920-1930-х гг. мы находим информацию о 22 подсвечниках восточного происхождения, поступивших из Большой мечети Ханского дворца и составлявших когда-то дворцовое имущество. В 1950-1960-е и 2000-е гг. в фонды поступило еще несколько подсвечников, среди которых – изделия, подаренные частными лицами, а также предметы культового назначения, изъятые из Соборной кенассы Чуфут-Кале, и подсвечник, переданный Государственным Эрмитажем. Сегодняшнее музейное собрание восточных подсвечников насчитывает 21 предмет, а потери данного типа предметов за все годы составили 18 единиц хранения: по причине передачи в другие музеи, в результате расхищения в годы немецкой оккупации и по неустановленным причинам.
Музейная коллекция знакомит также с небольшой группой переносных турецких фонарей фенер – их 4. Изначально в инвентарных книгах 1920-х гг. насчитывалось 8 таких фонарей, половина из которых на сегодняшний день утеряна. Миниатюрные, изящной формы, на некоторых из которых сохранился абажур из гофрированной бумаги, защищающий от ветра фитиль, находящийся внутри, они достаточно схожи с традиционным японским фонарем андон, популярным с начала XVII века по 1860-е гг. Нам известна история поступления лишь части этих светильников – это Центральный музей Тавриды.
В заключение несколько слов о жаровнях для обогрева помещения и приготовления пищи – мангалах, а также подставках под них. Это тип восточной металлической жаровни, история которой берет свое начало на Ближнем Востоке. Внутрь мангала помещались раскаленные угли, крышка закрывалась, а на неё помещался сосуд с пищей, которую было необходимо приготовить или подогреть, так же можно было согреть одеяло и одежду. Мы располагаем информацией о наличии 6 восточных жаровен в музейном собрании в 1920-1930-е гг., указан источник поступления лишь одного предмета – имущество Ханского дворца. Позднее, в 1944 году, 1 предмет поступил в фонд музея из имущества депортированных граждан, в настоящее время в фонде хранятся 7 жаровен, имеющих турецкое и российское происхождение.
О. Н. Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника