Опыт издания женской прессы насчитывает более трёхсот лет. Половину этого срока, точнее 149 лет, насчитывает первый женский тюркоязычный печатный орган – «Terakki-i Muhadderat» (Прогресс цивилизации), выпускавшийся Али Решитом и Филипом Эфенди как приложение к турецкой газете «Terakki». Первый мусульманский журнал для женщин «Şükûfezar» (Цветочный сад/Цветник), издаваемый редактором женщиной Арифе Ханым вышел в 1886 г. в Стамбуле, в год, когда родилась Шефика Гаспринская – одна из самых известных женщин-редакторов среди российских мусульманок. Редактируемый ею журнал «Алем-и Нисван» («Женский мир»), пробный номер которого вышел в 1905 г., стал первым в России мусульманским изданием для женщин. До его открытия некой трибуной общения мусульманок, с которой они могли говорить о своих проблемах и культурных потребностях, были многие национальные газеты и журналы. В том числе и газета «Терджиман», издаваемая создателем «Алем-и Нисван» Исмаилом Гаспринским в Бахчисарае. Готовя к изданию первый женский журнал И. Гаспринский, конечно же был знаком с аналогичными изданиями за рубежом. Мы не можем говорить о том, что он равнялся на них, однако многие из существующих женских периодических изданий он выписывал, о чем говорит коллекция периодической печати просветителя, хранящаяся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника.Программы этих изданий были разработаны с учетом важнейших и актуальных тенденций в культурно-общественной жизни женщин конца XIX – начала ХХ вв. Именно в этот период в социальной мысли начал фигурировать новый термин под названием «женский вопрос». Он представлял собой комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщин в обществе и семье.
В ходе работы по систематизации и каталогизации книжного фонда Мемориального музея Исмаила Гаспринского мы обратили внимание на некоторые периодические издания, выписываемые просветителем, которые могли бы быть полезны исследователям изучающим «женский вопрос». Среди них стоит выделить общественно-информационную, литературную, научную, иллюстративную еженедельную газету «Malümat» (Сведения). Она издавалась в Стамбуле с 1895 по 1903 гг. «Malümat», наряду с изданием «Servet-i Fünûn», была одной из самых популярных газет своего времени и читалась практически во всех регионах Османской империи. Издателем и редактором газеты был Мехмед Тахир бей. Всего вышло 423 номера. У этого издания было очень интересное приложение под названием«Hanımlara Mahsus Malümat» / «Le «Malumat» pourdames» (Сведения для женщин), в котором освещались вопросы морали и нравственности, а так же литература, искусство, здравоохранение и образование. Приложение издавалось с 1894 по 1896 гг.
Следующий женский журнал в коллекции периодики И. Гаспринского называется «Kadın» (Женщина). Это был специализированный журнал для женщин, выходивший дважды в месяц в Салониках в 1908–1910 гг. Значительное место в издании было отведено литературным произведениям, дискуссиям, письмам читательниц. Журнал призывал к просвещению женщин и их участию в общественной жизни страны.
Не менее интересной была газета «Siyânet» (Равенство, Равные) – еженедельная экономическая женская, семейная газета, издаваемая в Стамбуле в 1914 г. Редактором газеты была женщина – Заиме Хайрие Ханым.
Из отечественных женских периодических изданий хотелось бы отметить «Сююмбике» – литературно-общественный, экономический женский журнал. Он издавался в Казани с 1913 по 1917 гг. После Октябрьской революции 1917 г. соответствующим декретом В.И. Ленина были закрыты все существующие газеты и журналы. Журнал «Сююмбике» ждала та же участь. Но идея журнала для женщин оказалась востребованной и в советское время. Поэтому в 1926 г. в ТАССР начал выходить новый журнал для женщин под названием «Азат хатын» (Освобожденная, свободная женщина). «Азат хатын» распространялся по всей территории Советского Союза и стал активным участником коммунистического воспитания. После 90-х годов ХХ века журнал претерпел изменения, как в содержательном, так и жанровом плане, и в 1992 г. вернулся к изначальному названию. Тираж его в настоящее время составляет около 10000 экземпляров.
Присутствие такого количества женских периодических изданий в собрании периодики И. Гаспринского говорит о том, что просветитель внимательно следил за успехами своих коллег и стремился не отставать от мировых тенденций в области женской периодики.
Сеитмеметова С.А., младший научный сотрудник
мемориального музея им.Исмаила Гаспринского