Древо жизни – один из главных образов в культуре многих народов. Зарождение культа древа-дерева берет свое начало еще в первобытные времена, когда на первых глиняных мисках появляется примитивное изображение растительной веточки. В ранние эпохи язычества во многих культурах можно проследить возникновение такого сакрального понятия как Древо Жизни, Мировое Древо, Космическое Древо, Священное Дерево, райское Дерево, Семейное Древо.
В чем же его секрет? Дерево составляло первооснову жизни человека, представлялось людям как связующий элемент между миром живых и мертвых: корень – это мир предков, вершина – небесный мир, а ствол с ветками – это земной мир со всем живым. Дерево символизировало возрождение и перерождение людей, поскольку было источником огня и питания, строительным материалом. С течением времени дерево становилось объектом поклонения и жертвоприношения, объектом легенд и сказаний. Кроме того дерево символизировало и женское начало, вечно возрождающее и приносящее приплод – новые поколения, таким образом, культ дерева был тесно связан с культом женщины-богини.
В славянских языческих обрядах священными считались дубы (у дуба воины набирались сил), осина (боролась с нечистью), береза (символ девичества) и пр. В праздники девушки водили хороводы вокруг дерева, символизируя тем самым круговое движение солнца, смену сезонов и новый хозяйственный год. Перед Пасхой христиане окрашивают яйца (языческий культ), изображая на них схематично веточку, листочек, цветок. Славяне считают, что если женщина вышьет рушник с деревом своего рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет. У украинцев существуют легенды, в которых дерево дает яблоки бессмертия, на нем селятся различные птицы. Белорусы дерево соотносят с матерью-богиней и изображают в ткачестве и вышивке.
У каждого тюркского племени имелось свое священное дерево, служащее тотемом: береза, лиственница, жимолость и др., но общим для всех являлся бук. Шаманские бубны традиционно изготавливали из бука и украшали растительным орнаментом. Все тюркские народы от Алтая до Дуная были носителями множества легенд, связанных с культом дерева. Женщина-богиня Умай, супруга высшего божества Тенгри, жила на дереве, поскольку была женщиной-птицей (Умай-Хумаюн) и оберегала детей и рожениц.
На ювелирных украшениях государства Урарту (VIIIв. до н. э. — VIв. до н. э) имеется изображение дерева. На коврах из раскопов периода Пазырыкской культуры — археологической культуры железного века(VI—III вв. до н. э.) присутствует изображение дерева. На ювелирных изделиях присутствует изображениями трилистника — символа плодородия и долголетия.
Некоторые группы сибирских татар считают, что в центре Земли на железной горе, возвышающейся до небес, растет береза с семью ветвями. Береза играла важную роль в повседневной жизни древних тюрков: из ее коры изготавливали длинные стрелы. У казанских татар культ дерева также был особо распространен. Казанское Древо жизни – это цветочные ветви, деревья с птицами, трилистники, розетки.
У карачаевцев в орнаменте прообразом дерева является трилистник, всегда изображающийся прямо (шитье золотом – доминирующий тип вышивки).
У малоазийских турок священными были сосна и можжевельник. Они считали, что люди связаны с деревьями, а дерево напрямую ассоциировалось с матерью-Богиней. Дерево символизировало трехчастное строение мира. Уйгуры считают, что именно деревья «родили» первых людей, а тридцать корней стали родителями тридцати уйгурских племен. Во многих культурах центральный столб, поддерживающий крышу дома, символизировал дерево и являлся особо почитаемым.
«Древо жизни актуализирует мифологический образ жизни во всей полноте ее смыслов и, следовательно, противопоставлено дереву смерти, гибели. Не случайно, что в качестве древа жизни выступают не только обильные потомством или вечнозеленые деревья, но и, главным образом, долгоживущие деревья (дуб, явор, ива, лиственница, кедр и т. п.)» [Топоров В. Н. // Древо Мировое. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. — М.: Советская Энциклопедия. – 1980].
Народный орнамент является материальным воплощением модели поведения народа, его общенациональных ценностей, культуры, эстетических взглядов, выражает отношение к таким понятиям как «Бог», «ребенок», «дом», «семья», «плодородие», «мать», «женщина». Женское рукоделие всегда занимало большое место в жизненном укладе крымскотатарской семьи. В домашних условиях создавались совершенные произведения искусства, предметы декоративного ткачества, вышивки, аппликации. Производились вещи не только бытового характера, но и ритуальные обрядовые: марама (женское головное покрывало), учкур (свадебный пояс жениха), едек-явлук и емен-явлук (свадебный подарочный платок жениха), омуз-без, тиз-без (полотенца для плеч и коленей жениха). Такие ритуальные предметы требовали к себе особого отношения, выполнялись из лучшего сырья и имели особую богатую орнаментацию. Изображение родового древа на свадебных предметах связано с надеждой на плодовитость женщины и здоровое продолжение рода. Структура самого древа в вышивке и ткачестве троична по вертикали и горизонтали. Если вертикаль соотносится со сменой поколений, вечным жизненным циклом, то горизонталь – участники этого цикла, связи со стволом. Таким образом, древо жизни выступает как модель брачного союза, отражающая преемственность поколений, их связь. Традиционно правая и левая части изображаются симметрично. Если трактовка правой и левой сторон различна, мастера старались «уложить» мотивы в общую схему, уравновесить их между собой. Мотив «древо жизни» присутствует не только в крымскотатарской вышивке, но и в архитектурной отделке, каменной и мраморной резьбе. Яркий пример – бахчисарайский ханский дворец с его архитектурой и музейным собранием.
Интересный биолокационный опыт над украинским свадебным рушником (на концах вышивалось Древо) был проведен В. Агаповой (исследовательница украинских рушников): концы рушника имеют разные полярные заряды, даже само древо имеет разные полюсы справа и слева: правая сторона мужская, это +, а левая – женская. Таким образом, древо – это нечто объединяющее жизнь, которая находится между двумя полярностями.
Древо в вышивке – это образ собирательный, не изображающий конкретное растение. Треугольник (символ земли) или вазон символизируют основу, земную твердь, богатую историю семьи и предков. Ствол с верхним цветком – поток жизненной энергии. Отходящие в стороны ветви с цветами – человеческие жизни в настоящем, молодые почки и бутоны – будущие поколения, плоды – результаты жизненных процессов. Таким образом, стволом могут выступать кипарис или тюльпан (мужские символы), сверху в профиль или фас цветок розы со множеством лепестков, на ветках – розы, гвоздики с миндальными и гранатовыми плодами, тюльпаны, бутоны, плоды. Зооморфные изображения также встречаются в данном орнаменте, но они так сильно стилизованы (в соответствии с исламскими традициями), что едва заметны в общей картине. Так, в качестве оберегов, выступают петушиный гребешок и бараньи рога, издревле почитавшиеся как хранители и защитники дома, семейного очага.
Сафие Абдураманова,
научный сотрудник МИККТ