Одним из ранних занятий многих народов было изготовление войлока. Войлок использовали в быту. Войлоковаляние являлось одним из основных кустарных промыслов у крымских татар. Видную роль он играл в убранстве дома, в одежде.
Из описаний монаха Гильома Рубрука, жившего в XIII в., узнаем, что дома в степном районе Крыма украшали войлоком, который вешали над входом в жилище. Печную трубу «они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью». Войлок был разноцветный, украшенный орнаментом в виде виноградных лоз, деревьев. Войлок использовали в быту, покрывая им дома, сундуки, постель; делали плащи, чепраки, шапки против дождя.
Венецианский путешественник Барбаро Иосафато, побывавший в Крым в XV в., упоминал, что у жителей полуострова повозки «устланы камышовыми цыновками: покрыты одни войлоком, другие сукнами, если принадлежат именитым людям».
В Крыму существовал цех войлочников кечеджи. Главные центры производства находились в Бахчисарае и Карасубазаре (Белогорск). Академик П. С. Паллас во время путешествия в Крым в XVIII в. писал, что в Бахчисарае насчитывается 7 лавок с «войлочными изделиями и дождевыми плащами», «несколько войлочных фабрик, выделывающих довольно большие и различных цветов войлоки, до пяти тысяч штук, также войлочные накидки».
Процесс изготовления войлока довольно трудоемкий и сложный. Мастерская войлочника была большой и просторной, в ней хранили и подготавливали шерсть к обработке. Перед началом процесса шерсть мыли, сушили, затем разрыхляли. Сидя на полу, войлочник ударял колотушкой токъмакъ по лукообразному орудию яй. Это орудие было деревянным и очень легким, что его можно было удержать одной рукой. Мастер деревянной колотушкой ударял по струне, направляя ее на шерсть, и от дрожания струны шерсть разлеталась в разные стороны. Затем пушистые хлопья шерсти собирали и раскладывали на циновке в одну четверть слоя, поливали горячей водой из тыквы ташкъабакъ, скручивали ковер, заворачивали и связывали веревками. Циновку на протяжении полутора часов прокатывали по полу. Эту операцию необходимо было проделать 60-70 раз и четки служили для того, чтобы не сбиться со счета. Развязав, подрезали края, снова поливали горячей водой и вешали сушиться. В Крыму использовался войлок, как естественного серого цвета, так и окрашенный в различные цвета.
Орудия труда, используемые бахчисарайскими мастерами кечеджи в XIX – XX вв., можно увидеть в экспозиции Бахчисарайского музея-заповедника: тыква для обрызгивания войлока горячей водой – ташкъабакъ, чесалка для чесания шерсти – агъач-джун-таракъ, сепки – веер, сделанный из палочек кизила, которым собирали шерсть, фрагменты самого войлока. Наглядное представление о производстве войлока дают фотонегативы Бахчисарайского музея-заповедника.
Севиля Велиева, специалист
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ