В фондах Бахчисарайского заповедника хранятся четыре интересных экспоната, названные «чашами для гадания». Выполнены чаши из латуни и представляют собой неглубокие миски диаметром 16 и 18 см. Отличительная особенность чаш – наличие выпуклого донца и сплошная гравировка снаружи и внутри текстами из Корана. Также в некоторых чашах имеется в центре выпуклость в форме маленькой вазы на ножке, по ободку пробит ряд мелких сквозных отверстий (до 40 шт.), к одному из которых на медной проволоке прикреплены овальные медных пластинок с гравировкой.
Эти предметы в первичной книге учета за 1925 г. называются «фал тас» (с крымскотатарского – «чаша для гадания»). Однако в ходе исследования четырех подобных чаш в фондах заповедника и аналогичных предметов в заграничных музеях, автором статьи было выявлено оригинальное название чаш, происхождение, назначение и бытование. Результаты исследования опубликованы в статье (Абдураманова С. Н. Новые сведения о «чашах для гадания» из фондов Бахчисарайского музея-заповедника // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. Выпуск 2. – Симферополь : РИО КИПУ, 2016. – с. 121-125).
Отметим основные результаты исследования:
1. Подобные сосуды изготавливали из глины, дерева, редко – серебра, однако самыми распространенными были чаши медные, бронзовые, латунные.
2. Наиболее характерные формы: с выпуклым сферическим дном; с выпуклым дном в виде усеченного конуса; с выпуклостью в форме маленькой вазы на ножке, по ободку которой пробит ряд мелких сквозных отверстий для крепления овальных медных пластинок с гравировкой.
3. Обычные размеры: диаметр 15-20 см, высота до 5 см.
4. Сплошная двусторонняя гравировка или чеканка цифрами и текстами арабской вязью, рисунками. Тексты представляют собой сунны Корана, молитвы о здоровье, перечисление 99 имен Аллаха, хадисы.
5. Бытовали в среде крымских татар.
Подобные чаши в мусульманских странах имели особое название и применение – это «шифа тас» – «чаши исцеления», изготавливались из глины, дерева, серебра, сплавов меди. Коранические тексты были призваны наделять воду целительными свойствами, освящать ее. В исламской культуре само божье слово, начертанное на любом материале, становилось священным, облагораживало предмет. Кроме сур Священной Книги, на таких чашах могли быть изображены некоторые хадисы Пророка Мухаммеда о болезнях и исцелении, а также различные молитвы.
На сельджукских чашах, хранящихся в музеях Турции, присутствуют не только тексты, но и изображения двух переплетенных хвостами драконов, змей, собаки, скорпиона. В текстах говорится о том, что данная чаша призвана помочь беременным женщинам легко разрешиться от бремени, она оберегает женщин и новорожденных от укусов змей, собак и скорпионов, от судорог, простуд, малярии и других болезней. Обязательно на всех чашах пожелание «Allah şifa versin» – «Аллах дарует исцеление».
Особую популярность подобные чаши приобрели во времена Османской империи. На них изображались не только коранические тексты и молитвы, но и различные символы, звезды, знаки гороскопа, призванные усилить лечебное действие.
Одно из самых великолепных произведений турецкого художественного металла – «Nisan Tas» («апрельская чаша»), хранящаяся в Музее Мевляна (г. Конья), состоящая из четырех частей, диаметр 95 см., высота – 140 см., весит 43,5 кг. В 1333 г. была подарена Абу Саид Бахадур-ханом, девятым ильваном Хулагидов, в усыпальницу Мевляна. Согласно традиций ордена Мевлеви, апрельские дожди благословенны и плодородны. Чаша предназначалась для сбора апрельской дождевой воды, в которую опускали концы тюрбана св. Мевляна и потом могли применять для лечения различных болезней или кропить землю на полях в надежде на хорошие урожаи.
Применять лечебные чаши могли не все. Таким правом пользовались потомки Пророка Мухаммеда, образованные и праведные люди, а также народные целители «эким» (hekim), которые по исламским канонам совершали обряд омовения и намаз, потом приступали к чтению необходимого набора молитв перед чашей, наполненной водой. Вода наделялась целительными свойствами, ею поили либо обливали больного. Не всякую воду можно было использовать: это должна быть вода из святого источника Зем-Зем, дождевая либо вода из подземного источника. В манипуляциях с чашами применяли и другие предметы и вещества. Известно, что в Турции эти чаши имели различные названия в зависимости от того, какую болезнь с их помощью лечили: например, «korku tas» — (тур. «чаша от испуга») – могла применяться для устранения ночных кошмаров, «çiçek tas» – для лечения оспы мелкого рогатого скота; «kırklama tas» — («чаша для проведения обряда «кырклама»).
Особенной популярностью чаши пользовались у женщин Центральной и Восточной Анатолии: для облегчения родов, при опущении внутренних органов, лечения пупочной грыжи, при первой стрижке новорожденного, при удалении зубов, параличе и плохом сне, бесплодности, галлюцинациях, обряде обрезания и имянаречения, при призыве в армию и сватовстве, свадьбе, в любых безвыходных ситуациях, душевном волнении, отсутствии денег и мн. др.
Исследователи считают, что молитва, кроме несомненного эффекта плацебо, имеет успокаивающее действие, уменьшает стресс, положительно влияет на нервную, эндокринную, иммунную и сердечно-сосудистую системы. Чтение молитвы также нормализует артериальное давление, стабилизирует сердечный ритм и различные показатели состава крови. С эмоциональной точки зрения, молитва действительно успокаивает, приводит в порядок нервную систему, вносит гармонию в мысли и желания человека.
Культура чаши исцеления, бессмертия и пр. известна с древнейших времен у многих народов: достаточно вспомнить легендарную «Чашу Грааля», ритуальную чашу монгольских шаманов, тибетскую «поющую» чашу. Манипуляции, проводимые с этими сосудами, были призваны даровать исцеление, бессмертие, душевный покой, избавление от нечистой силы и т.п.
С публикацией можно ознакомиться в вышеуказанном сборнике научных трудов Научно-исследовательского института Крымского инженерно-педагогического университета.
Сафие Абдураманова, научный сотрудник
Музея истории и культуры крымских татар.