Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
К 100-летию Музея. История музейной коллекции. Часть 7. — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

К 100-летию Музея. История музейной коллекции. Часть 7.

Коллекция печатной графики в собрании музея-заповедника начала формироваться уже в первые десятилетия его существования, её пополнение происходит и сегодня. Среди разнообразных литографий и репродукций, поступивших в музей за почти 100 лет, представлят интерес 12 лубочных плакатов периода Первой мировой войны, которые поступили в фонды Бахчисарайского музея из Государственного Эрмитажа в 1957 году.

В изобразительном искусстве России лубок — вид народного творчества, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа, издавна занимал особое место. Существовало несколько его типов: сказочный, духовно-религиозный, философский, юридический, исторический, потешный и пр.

Откуда происходит название «лубок»?

Есть несколько версий:

  •     Картинки вырезали на липовых досках, а липу называли лубом.
  •     Продавали картинки в лубяных коробах коробейники.
  •     По московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

Особого внимания заслуживает сатирический лубок. Как правило, понятие «сатирический лубок времен Первой мировой» ассоциируется с работами футуристического издательства «Сегодняшний лубок»,  организованного  в августе 1914 г. В него вошли известные мастера русского авангарда — Малевич, Лентулов, Маяковский, Машков, Бурлюк, Чекрыгин.  Издание печаталось в типолитографии С. Мухарского в Москве — там же, где многие сборники футуристов. Деятельность «Сегодняшнего лубка» была, однако, кратковременной, и все опубликованные работы датированы 1914-м г. Видимо, реальность войны сделала неуместной забавность ее изображения. В бахчисарайском собрании представлены два ярких плаката этого издательства, оба они высмеивают образ Вильгельма II Гогенцоллерна, последнего кайзера Германии, правившего страной  во время Первой Мировой войны.

Значительная часть плакатов посвящены такому уникальному явлению в истории России, как казачество. Большая часть упоминаний о казачестве – иллюстрированные сообщения как об успешных боевых действиях казачьих отрядов, таки о подвигах отдельных казаков.  Например, казак Кузьма Крючков, убивший в кавалерийской атаке нескольких немцев, благодаря лубкам превратился в мифическую фигуру, наравне с былинными богатырями.

Еще со второй половины XIX в. одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был российский книгоиздатель Иван Сытин. Типы «сытинских» лубков, хранящихся сегодня в Бахчисарае, разнообразны: сатирические, юмористические, но непременно батальные. На таких лубках часто изображались сцены крупных поражений войск противника. Среди таких плакатов – «Разгром австрийской армии под Львовом» (крупнейших событий войны: боевые действия велись на фронте протяженностью 400 км. Потери Австро-Венгрии составили до 400 тыс. человек, России — 230 тыс. человек). Это также «Поражение германских войск у Гумбинена» – первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны, завершилось победой русских войск и отходом германских частей.

Со временем Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников, среди которых как мало известные, так и  основоположник советского политического плаката Д. С. Моор (Орлов). Серия плакатов была посвящена верховным вождям-союзникам —  всего в издательстве Сытина было выпущено девять портретов.

Характеризуя российский лубочный плакат периода Первой мировой войны, не будем забывать о главном назначении этого вида искусства – а оно состояло, конечно же, в поддержании патриотизма и силы духа и воюющих, и народных масс в целом. Потому-то лубочный сюжет – не всегда объективная реальность, а порой, и её искажение…

Все хранящиеся в музее-заповеднике репродукции напечатаны в Москве в 1914 г. Среди них большинство – продукция  издательства И. Д. Сытина, 2 плаката издательства «Сегодняшний лубок», вышедшие в типо-литографии А. Мухарского.  Также в коллекции — плакат фабрики А. Ф. Постнова, художника, заработавшего состояние на открытках, открывшего в 1910 г. собственное издательство «Фабрика произведений графического искусства», и репродукции типо-литографий «Виктория» и т/д А. П. Коркин, А. В. Бейдемань и К*. Данные предметы хоть и в малой степени, но все же дают представление о таком виде изобразительного искусства, как лубочный плакат. Первая мировая ознаменовала новый этап в развитии плаката – он получил ярко выраженную социальную окраску и действительно составил яркую полосу в плакатном искусстве России, просуществовав до 30-х годов ХХ века.

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.

Прокрутить вверх