Свадебный обряд является, пожалуй, самой сложной церемонией в культуре любого народа. Практически всегда и у всех – это целая система непреложных символов и традиций, большой состав участников и пр.
В определённой мере это относится и к костюму молодожёнов, вернее, к его отдельным деталям, поскольку в целом, свадебная одежда в старину почти не отличалась от повседневной (имеется в виду, в части своей функциональности). Однако были и остаются элементы свадебного наряда, которые столетиями остаются незыблемыми. Пожалуй, большинству сейчас приходят на ум головное покрывало и фата у невесты, в итоге – платок. Но есть ещё один, довольно интернациональный символ – пояс жениха.
«Свадебным же поясом жениха был расшитый золотом, из тонкой белой ткани «кшак», который невеста расшивала сама и дарила жениху во время сватовства. Из предмета обихода он превратился в символ супружества». (Рославцева Л.И. , Одежда крымских татар кон. XVIII – нач. XX вв.)
Экспозиция Музея истории и культуры крымских татар много и подробно рассказывает о крымскотатарской свадьбе, демонстрируя экскурсантам элементы женского и мужского свадебного костюма.
Так, в собрании музея-заповедника хранится сегодня порядка 30 мужских свадебных поясов. История их поступления в музей разнообразна, но основная часть относится к тем экспонатам, которые начал собирать его первый директор У. Боданинский в 1920-е годы. В бахчисарайской коллекции есть как тканые, так и шитые пояса, о последних из которых и пойдёт речь.
Для их основы использовано, в основном, «атма» – светлое домотканое полотно. Техника шитья поясов изысканная, богатая, традиционно пояс украшен с двух узких краёв. Используются большинство из основных семи видов крымскотатарской вышивки: татар ишлеме (татарская гладь), сап ишлеме (шитье стягами), телли (шитье металлической плоской лентой), каснак (тамбурный шов), пул (шитье блестками).
Важно помнить, что вышивка на поясах, как и на других изделиях, выполняла обереговые функции, и в этом было и остаётся её изначальное предназначение. Что совсем не мешает, а напротив, помогает изучать материальную культуру крымскотатарского этноса.
Цветовая гамма традиционна: красный, синий, зелёный, жёлтый или «золотой» оттенки. Узоры растительные и геометрические, иногда в них искусно вплетены арабографические тексты. Из орнаментов геометрического направления чаще всего встречаются квадраты (ромбы), s-образный элемент – символ воды, зигзаги и треугольники, связанные с Умай – доисламской богиней крымских татар.
Растительные мотивы на поясах отличаются куда большим разнообразием: розетки, вьюнки, гвоздики, тюльпаны, гранат, кипарисы. Но чаще других на поясах мы видим мотив, который также присутствует на полотенцах, украшающих комнату в крымскотатарском доме, на покрывале детской люльки, на женском платке и т.д. Это изображение – не что иное как «древо жизни».
Характеризовать его можно, приведя целые исследования, но можно и кратко: именно оно составляет основу мировоззрения многих народов мира.
Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника
Для справки:
- Кушак (Kušak) — слово, заимствованное из тюркских языков, обозначает «широкий матерчатый пояс».
- Учкур (Učku) — слово, заимствованное из тюркских языков, означает «тонкий шнур, протянутый внутри пояса».
- Гашник (гачник) – то же самое, что учкур, означает «поясок, шнурок, продергиваемый в верхнюю часть штанов для их подвязывания, также верхняя кромка штанов».
Использованы материалы: http://avdet.org; http://kitap.net.ru/