Первая четверть ХХ столетия характеризуется поиском новых художественных форм, соответствующих вызовам и запросам современности. Продемонстрировать свои идеи всему миру стало возможным на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году.
Основным требованием жюри были новизна и высокий уровень оригинальности изделий. Выставка продемонстрировала сочетание различных направлений современного и традиционного искусства.
В мероприятии приняли участие представители двадцати одной страны, среди которых Великобритания, Австрия, Нидерланды, Венгрия, Чехословакия, Италия, Испания, Швеция и Дания. Приглашение принял и СССР. От участия в выставке отказались США и Германия.
В Большом дворце (GrandPalais), где расположилась часть советской экспозиции, были представлены архитектура, графика, искусство книжного оформления, кино, театральная декорация, а также специальный раздел, посвященный художественным направлениям.
Участие в парижской выставке крымских мастеров, несомненно, явилось важным событием для Крыма. Крымская АССР была представлена тремя отделами из семи разделов в павильоне СССР.
В подготовке экспонатов приняли участие Евпаторийский краеведческий музей, Центральный музей Тавриды и Государственный дворец-музей тюрко-татарской культуры в Бахчисарае. Большой вклад в подготовку к выставке внес директор музея У. А. Боданинский: ему было поручено подготовить эскиз крымского павильона. Более того, именно по его рисункам и образцам крымские кустари выполнили часть своих работ.«Получил бумагу из Крымвысткома, в срочном порядке приготовить эскиз крымского павильона на парижской выставке декоративных искусств, а также подготовить татарские костюмы и кустарные изделия: вышивки, дерево, серебряные филигранные изделия и проч.» – писал Боданинский в своем дневнике.
18 февраля 1925 г. в Крымский выставочный комитет была сдана первая партия экспонатов, 24–26 февраля – вторая, позже и третья.
Коллекцию крымских экспонатов составляли предметы декоративно-прикладного искусства. Так, женский национальный костюм был представлен вышитым платьем «антер», расшитыми манжеты «енъ-къапакъ», вышитыми золотом покрывалами «марама», шарфами «шербенти», а также шапочками «фес» с серебряным навершием «топелик». Мужской костюм был представлен жилетом «елек», выполненным из шерсти, расшитый серебром, а также вышитыми подвязками для носков «чорап бав» и головным уборам «такъийе». Кроме того, экспонировались пуговицы, вязанные из шелка и серебра. Демонстрировалась и традиционная обувь: сафьяновые туфли «терлик» и «папучи», деревянные туфли-ходули «налын».
Предметы были оформлены таким образом, чтобы показать слияние национального и современного: это было залогом того, что изделия пройдут отбор, несмотря на ярко выраженную традиционность. Наряду с крымскотатарскими орнаментами на них часто изображалась советская символика: филигранные серебряные серьги, броши с изображением пятиконечной звезды и надписью «СССР»; деревянный столик «курсю» с инкрустацией в виде серпа и молота, украшения с надписью «Пролетарии всех стран объединяйтесь».
Крымские экспонаты получили высокую оценку специалистов и были удостоены бронзовой медали. Решением Главвыставкома часть предметов, демонстрируемых на выставке, поступила в фонды Бахчисарайского дворца. Некоторые из них и сегодня экспонируется в залах музея, вызывая живой интерес у многочисленных посетителей.
Список использованной литературы:
1. Мезенин В. К. Парад всемирных выставок / В. К. Мезенин. – М. : Знание, 1991.
2. Сысоева Е. В. Международная выставка декоративного и индустриального искусства 1925 года в Париже / Е. В. Сысоева.
3. Желтухина О. А. Крымские экспонаты на выставке в Париже 1925 / О. А. Желтухина.
4. Art-deco: The 1925 Paris Exhibition: режим доступа – http://www.vam.ac.uk/content/articles/a/the-1925-paris-exhibition/
Улькер Рамазанова, младший научный сотрудник
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ