Особенностью развития ислама в Крыму было наложение местных традиций на догматы шариата. Несмотря на это, общепринятые, обязательные обряды поклонения крымцами, несомненно, соблюдались. К таким обрядам относился и хадж – паломничество в священный город Мекку – являющийся одним из пяти столпов ислама.
Паломничество считалось священным долгом каждого, «кто способен проделать этот путь» [Коран, сура «Аль ‘Имран», аят 97]. Тех, кто решался на это путешествие, несмотря на трудности, было не мало: об этом свидетельствуют имена с приставкой хаджи, запечатленные на надмогильных камнях древних крымских кладбищ.
В экспозиции Музея истории и культуры крымских татар имеются предметы, датируемые XVIII-XIX вв., связанные с хаджем. Это, в частности, халаты в которых хаджи (именно так называли мусульман побывавших в Мекке) возвращались из святых мест. Халаты были приобретены музеем в середине прошлого столетия. Они сделаны из голубого атласа и вручную выстеганы мелким узором зигзагов и четырехлепестковых цветов.
В музейной коллекции имеется и гугум – сосуд, в котором хаджи привозили воду из священного источника Зем-зем. Гугум представляет собой изящный медный гравированный кувшин, покрытый тонким слоем серебра. Он был приобретенный музеем в 1975 году.
Интерес представляет и фрагмент покрывала кисва – занавеси из черного шелка, украшенного узорами арабских надписей. Такой кисвой в XIX веке покрывали Каабу – строение кубической формы в центре мечети аль-Харам в благословенной Мекке.
Вышеперечисленные экспонаты представлены в Малой дворцовой мечети Ханского дворца. Они, наряду с другими предметами религиозного культа крымских татар, дополняют общую картину жизни мусульман Крымского ханства.
Улькер Рамазанова, младший научный сотрудник
Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК БИКАМЗ