Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
«Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина в театре и музыке — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

«Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина в театре и музыке

А. С. Пушкин оказал существенное влияние на развитие русской музыки. Более 1000 композиторов (включая современников), обращались к его творчеству. Около 500 его сочинений (проза, поэмы, драма) легли в основу более 300 музыкальных произведений.

Событием в музыкальной жизни России стала опера «Бахчисарайский фонтан».

На протяжении столетия к пушкинской поэме, созданной по всем канонам романтизма, обращались двенадцать композиторов: А. А. Алябьев (замысел оперы «Бахчисарайский фонтан», 1830-е годы); Н. А. Титов (опера «Бахчисарайский фонтан». Премьера: Москва, Большой театр, 11 апреля 1836 г.); А. Ф. Федоров (опера «Бахчисарайский фонтан», 1895 г. Премьера: Екатеринослав, 18 ноября 1895 г.); М. М. Зубов (опера «Бахчисарайский фонтан, 1898 г.); Г. А. Лишин (Невлянский) (замысел оперы «Бахчисарайский фонтан» (II пол. XIX в.); А. А. Ильинский (опера «Бахчисарайский фонтан», 1899 г. Премьера: Москва, 1899 г.); А. В. Парусинов (опера «Бахчисарайский фонтан»», 1912 г.); П. Д. Крылов (опера «Бахчисарайский фонтан», 1912 г.); А. А. Спендиаров (замысел оперы «Бахчисарайский фонтан», 1914 г.); Г. А. Сметанин (опера Гирей – Хан». Премьера: Воронеж, 23 апреля 1935 г.); И. К. Шапошников (опера «Бахчисарайский фонтан» 1936 – 1937 гг. Премьера Ростов-на-Дону, 10 ноября 1937 г.).

Традиции «русской музыки о Востоке» послужили образцом не только для русских, но и для зарубежных  музыкантов; чешский композитор Мехур Леопольд Эвжен написал оперу «Мария Потоцкая» (1869) (Премьера: Прага, 13 января 1871 г.).

Власть пушкинского гения, давно уже утвердившаяся в мире музыки, оказала мощное воздействие на развитие русского балета и драматических спектаклей.

Впервые к «Бахчисарайскому фонтану» обратился драматург и театральный деятель 20-30-х гг.  XXв. А. А. Шаховский, автор трагедии «Керим – Гирей, крымский хан», музыку к которой написал итальянский композитор К. А. Кавос (Премьера: Санкт – Петербург, 28 сентября 1825 г.).

Музыка к спектаклям прозвучала также в произведениях композиторов: А. А. Архангельского (Москва, 1915 г. Постановка 1917 г.); Л. Т. Атовмьяна (Ашхабад. Постановка: 1938 г.); П. И. Васильева (Ашхабад. Постановка 1938 г.); И. Т. Бахшиша (Симферополь. Постановка: 1940 г.); А. С. Караманова (Симферополь. Постановка: 1982 г.). Музыкально – хореографические   отражения поэзии Пушкина гораздо скромнее, но и в них сказалась ее активная стимулирующая роль: рождение смелых и новаторских явлений в русском балете опять-таки связано с именем Пушкина. А характерное для современного хореографического искусства тяготение к балету-драме в ряде случаев тоже опирается на пушкинский первоисточник. (Балет Б. В. Асафьева, либретто Н. Д. Волкова «Бахчисарайский фонтан» 1933-1934 гг. Премьера: Санкт-Петербург, ГАБОТ, 24 января 1934 г.). Именно язык хореографии был оптимально удобен для «перевода» пушкинской поэмы на все языки мира.

Тема пленительного «Фонтана» получила признание и внесла свежую живительную струю в симфонические произведения композиторов XIX-XXвв.: Б. А. Фитигоф – Шелля, М. М.  Ипполитова-Иванова, А. Т. Тер – Гевондяна.

Многообразны и плодотворны пушкинские традиции «Бахчисарайского фонтана» в жанровых музыкальных произведениях для голоса и фортепиано, с которыми композиторы соприкоснулись еще при жизни поэта: В. Ф. Одоевский (« Дарует небо человеку», 1825 г.); Л. В. Мауэр («Дарует небо человеку», 1826, нотное приложение к немецкому переводу поэмы «Бахчисарайский фонтан», 1826 г.). Г-жа Шопен («Дарует небо человеку», 1826 г.), нотное приложение к французскому переводу поэмы «Бахчисарайский фонтан», Париж, 1826 г.); Н. С. Титов («Дарует небо человеку» 1829 г.); В. С. Голицын («Дарует небо человеку», 1831 г.), а также композиторы XIX- XX вв.: Ц. А. Кюи, Л.Л. Лисовский, А.А. Спендиаров, А. М. Спиваковский, Ф.Н. Надеенко, А.П. Долуханян, М.И. Лалинов, А.К. Власов.

Трепетный лиризм и музыкальность  пушкинских строк подготовили в  XIX-XX вв. появление вокально – инструментальных циклов «Фонтану Бахчисарайского дворца» Н.С. Титова, А.Л. Гурилева, Ю. Ф. Львовой, Д.И. Аракишвили, Б. В, Асафьева, В.И. Мурадели, А.К. Власова, С. Ф. Цинцадзе,; вовлекли в свою среду хоры П. И. Бларамберга, А. С. Аренского, А. И. Ригельмана, радио и телевизионные постановки А. П. Долуханяна.

Более 180 лет прошло со времени создания первого музыкального произведения к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина.

Не одно поколение выдающихся мастеров музыкальной культуры обращалось и обращается к творчеству А. С.  Пушкина, раскрывая новые грани бессмертного гения величайшего из русских поэтов.

Инна Борисовна Арбитайло, заведующий Художестевнным музеем БИКАМЗ

Прокрутить вверх