Здесь скалы, словно древние кувшины,

Наполнены крюшоном тишины.

Здесь нет вершин. Нам не нужны вершины, –

Под небом Крыма все равны.

Г. Хмелевская

Многовековая крымскотатарская культура является достоянием не только крымчан и жителей России, но является частью и мировой культуры.

Созданная художниками большая коллекция работ, поражающих воображение зрителей богатством и смысловой емкостью, обилием материалов и техникой исполнения, является результатом слияния национального крымскотатарского народного искусства и современных художественных решений.

Произведения изобразительного искусства крымскотатарских художников неоднократно экспонировались в Художественном музее Бахчисарайского музея-заповедника. Зачастую после каждой выставки художники преподносили в дар фондам музея-заповедника свои картины. Так и сформировалась сегодняшняя коллекция картин крымскотатарских художников в собрании ГБУ РК БИКАМЗ.

В фондах Бахчисарайского музея-заповедника представлена одна из графических работ к циклу стихотворений А. С. Пушкина “Подражания Корану”, написанная крымскотатарским художником-графиком Заремой Трасиновой и переданная в дар в 1997 году. На заказ для Музея истории и культуры крымских татар художником были выполнены её работы “Хыдырлез”, “Знакомство”, “Танец чобан оюнъы”, “Танец четырех девушек”, “Талака”, “Чынълар” и другие. Удивительные по композиции и романтические по восприятию картины З. Трасиновой отличаются выразительностью художественного образа и мастерством исполнения.

Свою работу “Бахчисарай старый с минаретами” передал в дар музею и супруг Заремы Трасиновой – Алим Усеинов, человек с большим дарованием, обладающий широким спектром изобразительных возможностей. У него собственная манера письма, особый почерк в живописи, свое видение мира и оригинальность его восприятия и воспроизведения в картинах. В каждой работе – свой особый мир, особое настроение. Но везде художника волнует необъятность этого мира и судьбы людей, которые как бы растворены в этой необъятности…

Одним из ярчайших представителей современного изобразительного искусства крымских татар, несомненно, является Ирфан Нафиев. В каждой из работ художника наблюдается глубинное ощущение единства человека и окружающего мира, генетически укорененная любовь к природе. В дар музею Ирфан Аметович преподнес две работы, которые сегодня хранятся в фондах музея-заповедника. Это картины “Ханская мечеть”, подаренная после пленэра в 2015 году и “Эски Кермен”, подаренная художником после персональной выставки в 2002 году. Мастер изобразил четкие очертания древнего пещерного города Эски-Кермен, который на протяжении столетий служил оборонительным форпостом в горах Крыма. Бесконечное пространство неба и далей рождает ощущение тишины и покоя.

С возвращением в Крым крымских татар творчество крымскотатарских художников вступило в новую фазу. Тесный контакт с родной землей, интерес к своим истокам, изучение собственного культурного наследия дало им возможность говорить языком искусства о земле предков и своем народе.

В музее истории культуры крымских татар представлен портрет Усеина Боданинского – основателя и первого директора бахчисарайского дворца-музея, написанный талантливым крымскотатарским художником Рустемом Эминовым. Работы художника разделены на определенные циклы. Наиболее значимым является цикл работ, связанный с событиями депортации.

В фондах музея-заповедника хранятся работы “Ханский дворец”, “Эски-Дюрбе”, “Мавзолей Диляры-Бикечь”, “Мавзолей Джанике-Ханум” мастера графической культуры – Рамиза Нетовкина. Его творчество полно глубокого осмысления бытия, и главные произведения – это звенья большого, серьезного, увлеченно ведущегося разговора о долге человека перед землей предков и сохранении того, что было создано много веков назад. Интерес к национальному искусству стал главным в творчестве Рамиза Нетовкина.

Живописная работа “Хижины” кисти Асана Бараша (Сейдаметова) была подарена художником после персональной выставки. Художник работает в жанре пейзажа, натюрморта, тяготеет к авангардистскому направлению. Асан Бараш – человек больших дарований, разносторонних интересов. Его творчество, несомненно, вносит много ценного в многовековое искусство крымскотатарского народа.

Заслуженный художник АРК Халил Мемедляев подарил музею картину “Староселье”. Жанр работы художника – реалистическая живопись. Он отдает предпочтение реалистической картине и портрету.

В фондах музея-заповедника имеется картина “Дорога в Старый Крым”, автором которой является Нури Якубов. Его картины пропитаны воздухом и солнечным светом, который пробивается сквозь ажурные листья деревьев. Каждый уголок Крыма, будь то тихая деревенская улочка или величественные стены средневековых сооружений, приобретают для художника ни с чем несравнимое очарование. Его Крым – Крым без потрясений и горя, воплощенная в жизнь далекая мечта о земном рае.

Один из выдающихся живописцев Крыма Рамазан Усеинов преподнес в дар Художественному музею картину “Бахчисарай”. Работает художник в жанре пейзажа, натюрморта, использует гротесковый рисунок. Свой восторг перед красками природы Крыма художник воплощает в своих сказочно фантастических пейзажах. Рамазан Усеинов – сложившийся мастер со своим неповторимым стилем. В его работах можно увидеть неразрывное сочетание зримого и духовного, философско-нравственное содержание. Крымские работы объединяет единая тема – тема Родины, символом которой стали встречающиеся в полотнах нагромождения домиков-кубиков, на фоне которых разворачиваются сцены повседневного быта.

Живописное полотно “Молчание скал” передал фондам музея-заповедника Изет Аблаев, художник с большим диапазоном творческих устремлений и воплощений в разных направлениях искусства: живопись, керамика, ювелирное искусство.

Немалое количество графических работ подарил Художественному музею Исмет Велиуллаев. Среди них “Арабатская стрелка 1944 г., памяти Ильяса”, “Автопортрет в стакане”, “Депортация неугодного народа”, “Рай рядом” и другие. Излюбленный жанр художника – это тематическая картина об окружающих людях, близких, о событиях, о судьбе крымскотатарского народа. В обработке сюжетов художник придерживается строгой документальности и подробного рассказа, но во внешней подаче он далек от прямого копирования действительности.

Картину “Старая мечеть” в дар музею передал Амет Сеит-Аметов. Художник работает в новом, точнее, давно забытом старом, направлении – “каллиграфический абстракционизм”. Пейзажи его чистые и светлые, пронизаны любовью к окружающей жизни и ее предметному проявлению.

Таким образом, главным направлением живописи у современных крымскотатарских художников остается реализм, жизненный и правдивый, который стал своего рода точкой опоры для художников, которые вернулись на родину и стремятся вобрать в себя и передать недоступную для них долгое время красоту родной земли и людей, которые живут на ней. Не случайно главными жанрами этого направления стали пейзаж и портрет, на которых мы видим исключительно природу и людей Крыма. Это направление позволяет говорить про глобальные темы крымскотатарской истории.

Все эти люди открывают зрителям мир этнографии крымских татар глазами современных художников. Это особый мир – мир фольклора, праздников, быта, обычаев, традиций народа, наполненный юмором, теплом, уютом, добротой и гармонией. Он отражает своеобразие и богатство образа жизни и культуры крымских татар.

Сегодня крымские татары могут свободно проявлять свой творческий потенциал на родной земле, и в этом – залог и процветание их национальной культуры.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Художественного музея ГБУ РК БИКАМЗ

Османова Д.А.

Arrow
Arrow
Slider