Пластичностью и изяществом линий отличается представленное в экспозиции Художественного музея полотно ученика выдающего портретиста XVIII века Д.Г. Левицкого – Степана Семёновича Щукина (1758 – 1826) – овальный «Портрет Марии Фёдоровны» (вторая пол. XVIII в.).
С.С. Щукин, будучи придворным живописцем, часто писал портреты Павла I, его жены, цесаревичей… Следуя реалистическим традициям живописи своего учителя Д.Г. Левицкого, он умело сочетал парадность с жизненной достоверностью в изображении царской особы.
Так и в портрете Марии Федоровны мастер передает её высокомерие и надменность.
Кистью художника в портрете «полуофициального» плана убедительно раскрыт характер знатной дамы.
Цветовое решение отличается гармоничным сочетанием темно-коричневого фона, на котором контрастно проступает светлое лицо и грудь. Темно-малиновое платье подчеркивает белизну кожи. Блестящее живописное мастерство С.С. Щукина позволяет создать мягкие цветовые переходы за счет прорисовки деталей: кружев вокруг корсажа платья, нити жемчуга в волосах и орденской ленты.

Арбитайло Инна Борисовна, заведующая Художественным музеем

Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.