В изобразительном искусстве XVIII века наряду с исторической, батальной картиной и пейзажем значительное место заняла портретная живопись. В этом жанре выдающиеся мастера создавали глубоко реалистические, правдивые образы современников.

Экспозиция Художественного музея Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника (зал № 1 «Портретная живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII – XIX вв.») представлена исполненными в реалистической манере полотнами всемирно известных портретистов второй половины XVIII века: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина и других.

На портретах изображены видные государственные и военные деятели той эпохи, имевшие отношение к историческому прошлому Тавриды.

Значительное место в истории Крыма и Бахчисарая, в частности, занимает незаурядная личность российской императрицы Екатерины II.

В экспозиции «Портрет Екатерины II» (около 1780), исполненный известным художником XVIII века Фёдором Степановичем Рокотовым (1735(?) – 1808). Неоднократно повторенный художником, портрет имел заслуженный успех.

 Императрица изображена в полный рост, в царственных одеждах, отличающихся пышностью и богатством ткани. Широко и свободно написаны серый атлас платья, расшитого золотой нитью и тесьмой, верхняя накидка (казакин) из парчи и мантия, подбитая белой горностаевой подкладкой.

Грудь Екатерины II украшают крест ордена святого апостола Андрея Первозванного с цепью (высшая награда Российской империи, учрежденная в 1698 году Петром I), и орден святого великомученика и победоносца Георгия I-ой степени (учрежден в 1769).

На голове императрицы малая корона, в руке – скипетр. Фигура написана на фоне золотых колонн, увитых бархатными драпировками.

Главное цветовое пятно – это лицо императрицы, выделенное светом и привлекающее внимание проницательностью взгляда: в облике царственной особы чувствуется властность и твёрдая уверенность в себе. Лицо Екатерины II исполнено в знаменитой «рокотовской» манере, сделавшей его выдающимся автором интимных портретов русского дворянства XVIII в., раскрывающих духовный мир современников художника.

Каждый портретист XVIII в. обязан был считаться с общепринятыми канонами в изображении модели, особенно в парадном портрете, где импозантность, благородство и богатство были превыше всего.

Но и в парадном портрете кисти Ф.С. Рокотова, за демонстративным жестом и снисходительной улыбкой проступает живой и своеобразный характер императрицы.

 

Арбитайло Инна Борисовна, заведующая Художественным музеем
Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника