Среди нескольких видов крымскотатарской вышивки шитьё металлической лентой-битью выделяется особо. Телли (от крымскотат. «тель» – проволока) – так называется эта поистине удивительная техника, пришедшая в Крым из Турции.

«Tel Kırma» («ломка проволоки») или «Bartın işi» («Бартынское шитьё») – так по-турецки стало называться украшение ткани медной, серебряной или золотой лентой шириной от 2 до 4 мм, которое зародилось в 17 веке в Бартыне, городе на севере нынешней Турции (античный Партенос). Существует легенда, что это шитьё придумала дочь писаря с улицы Асма – Хатидже Агачкыран. Этот вид очень быстро набрал популярность и распространился по всей Османской империи, попав и в Крым.

Шитьё металлической пластиной на проем представляло собой небольшие двусторонние крестики, зачастую применялось в сочетании со счетной турецкой вышивкой. Мягкий металлический блеск небольших вкраплений выгодно подчеркивал счетную геометрическую гладь, дольше сохранял свой блеск в отличие от металлизированной нити. Кроме того, хоть и тонкий, но все же металл, утяжелял тончайшие ткани (тюль, маркизет, дульбент и др.) и создавал мягкие драпировки.

П. Чепурина, исследовательница крымскотатарского ткачества и вышивки, отмечала, что в старинных работах крымские татарки использовали чисто серебряную бить, не черневшую десятки лет. Позже стала применяться медная с серебрением или позолотой. В чистом виде это шитьё на крымских предметах встречается крайне редко. Мастерицы предпочитали дополнять битью двустороннюю гладь татар ишлеме, счетную эсаб ишлеме, тамбурную къаснакъ, декоративное ткачество.

IMG_20180507_111217Украшали битью такие предметы, как эвджияр (декоративные интерьерные полотенца), учкур (мужской свадебный пояс), марама, фырланта, шербенти (женские и девичьи головные покрывала), различные бытовые и культовые полотенца. Главным условием являлось исполнение на тонкой, редко сотканной ткани. В Крыму использовали как турецкий дульбент, так и местную домотканую атма.

Удивляет в крымском варианте данного шитья то, что наши мастерицы не остановились на двух традиционных методах забоя пластины, что у турецких мастеров наблюдается по сей день. Крымские татарки разработалиеще несколько видов забоя, причем отличались они по регионам. Нам известны южнобережный, крымский степной и т.н. египетский забои пластин (виды забоя проиллюстрированы в работе П. Чепуриной). Каждый забой интересен по-своему, а сегодня это ещё и своеобразный маркер региона бытования.

Необходимо отметить, что металлическая пластина «тель» активно использовалась в шитье по настилу на бархате, сукне, атласе. В основном, это ковры и подушки, выполненные не позднее 18 века. Единичные предметы с таким декором можно увидеть в экспозициях Ханского дворца.

В настоящее время вышивка пластиной тель очень популярна среди женщин Турции. Ею украшают скатерти, головные накидки, декоративные панно из тюля и фатина. В Крыму данный вид старинного рукоделия лишь начинает возрождаться. Для выполнения телли необходимы пяльцы, ткань, металлическая полоса (обычно длина не превышает 50-60 см) и специальная конусовидная плоская игла с двумя отверстиями. Однако если ткань и пяльцы доступны, то игла и сама площёнка – изделия, абсолютно неизвестные у нас. Мастера вынуждены искать возможность привезти такие необходимые материалы из заграницы.

IMG_8879

В фондах Бахчисарайского музея-заповедника насчитываются десятки предметов, сочетающих двустороннюю и счетную гладь с шитьём телли. Основную шелковую гамму пастельных тонов выгодно оттеняет и подчеркивает мягким блеском медная или серебряная пластина, забитая в виде крестиков, «гусиных лапок», полосок. Орнаментальные мотивы также очень интересны: это цветочные и архитектурные композиции, древо жизни. Музейные предметы с телли – это не только национальное достояние, но и великолепные образцы, изучая которые, наши мастера учатся старинным техникам и черпают вдохновение для дальнейшей работы.

Научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Сафие Абдураманова