Ежегодно 23 июля на планете Земля отмечается Всемирный день китов и дельфинов, 4 октября – Всемирный день защиты животных. На протяжении всей истории человечества животные и человек находились в тесной взаимосвязи. Люди охотились, приручали животных, пользовались продуктами животноводства. Животные наделялись мистическими способностями, становились объектами культов и тотемами.

Антропоморфные и абсолютно реалистичные изображения животных, в том числе амфибий, в архитектуре, мебели, одежде известны человечеству с древнейших времен. В коллекции Бахчисарайского музея-заповедника представлены различные экспонаты, представляющие собой миниатюрные модели животных, либо украшенные изображением зверей, птиц, рыб, насекомых.

На выставке «Сокровища юго-западного Крыма» можно увидеть различных представителей фауны: бронзового дельфина, цикад, лягушку, скарабеев, лося, хищных птиц – в виде застежек-фибул, амулетов, ручек сосудов и пр. Однако указанные предметы – наследие древнейшего периода крымской истории (I– IX вв. н.э.), найденное в результате археологических изысканий Юго-Западного Крыма.

В ханский период (п.п. 16 в. – к. 18 в.) в Крыму господствующей религией был ислам. Несмотря на строгие каноны мусульманского искусства, в архитектуре дворца мы находим антропоморфные и зооморфные изображения, а зачастую и вполне реалистичные рисунки и барельефы. Представители водной стихии присутствуют на Каскадном фонтане в Бассейном дворике: в сложной мраморной резьбе – охотящаяся на рыб цапля и две змеиные головы-трубки, из которых вода стекает в бассейн. В основании Колыбельного фонтана в Гаремном дворике изображены резвящиеся в воде рыбки, а вода Золотого фонтана струится из трубки с бронзовой головой льва.

Птицы, представители небесной стихии, «обитают» в комнатах Гарема: бронзовая иранская курильницы в виде павлина и кувшин для воды в виде голубя, петушок на бронзовом светильнике. Иранская металлическая посуда, представленная в экспозиции Свитского корпуса, и вовсе представляет собой живописные картины с фантастическими существами, львами, змеями, драконами, слонами, газелями и пр. Одним из самых интересных и малоизученных экспонатов на этой выставке является «къаве́-къуту́» – сундучок для кофе из луженой меди, овальной формы с выпуклой крышкой и тонкой гравировкой. На крышке изображены носорог, птицы, рыбы, цветы, на бортиках медальоны со сложным геометрическим рисунком и арабской вязью. Подобные сундучки, широко распространенные на всей территории Османской империи, использовали в качестве банного сундучка: мусульманские женщины, направляясь в хамам, складывали в такой сундучок мыло, различные ароматические масла, притирания. В Крыму, по-видимому, применяли подобные предметы не только по прямому назначению, но и в качестве сосуда для хранения сыпучих веществ.

Таким образом, мнение исследователей мусульманского искусства о том, что строгие изобразительные каноны касались в основном предметов и объектов культового, религиозного характера, вполне оправданно и для единственного памятника крымскотатарской дворцовой архитектуры – Ханского дворца Бахчисарая.

Сафие Абдураманова, н.с. Музея истории и культуры крымских татар