В фондах Бахчисарайского музея-заповедника хранятся 46 акварелей Константина Фёдоровича Богаевского, большей частью изображающих памятники архитектуры Бахчисарая и его городской пейзаж: мавзолеи, фонтаны, дома, мечети и улицы. Все они написаны рукой признанного знатока крымской старины 90 лет назад, в 1925 г.

История создания рисунков известна: в начале 1920-х годов К. Ф. Богаевский получил заказ от Крымского комитета по охране памятников искусства и старины (КрымОХРИС) зарисовать исторические памятники крымских городов, в том числе  — Бахчисарая. Причин было несколько: как отсутствие технических возможностей осуществить фиксацию 90 лет назад, так и элементарное желание руководства КрымОХРИСа спасти художника от голода и бедности.

Большинство бахчисарайских памятников, детально и точно зафиксированных Богаевским в 1925 г., сегодня остались только на этих акварелях, выполненных с большим мастерством. Среди них – Беседка хана Селямет Гирея, Зелёная мечеть, дом Чалбаш, кожевенный завод и пр. Выполняя конкретный заказ, художник, тем не менее, оставался абсолютным творцом, что убедительно доказывают превосходные по  уровню мастерства  акварели, «дышащие» бахчисарайским колоритом.

Добавим, что художественная фиксация — то, чем К. Ф. Богаевский владел виртуозно, в связи с чем неоднократно привлекался к работе археологических изысканий, в частности — экспедиции Крымсовнаркома, КрымЦИКа и Научной ассоциации востоковедения СССР в 1925 г. Подтверждением этому являются акварели, посвящённые раскопкам в Старом Крыму, иллюстрировавшие отчёт о данной экспедиции, и также хранящиеся сегодня в Бахчисарае.

Оксана Алпашкина,

главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.