Одним из направлений общественной жизни женщин в России на рубеже XIX-XX вв. была благотворительность. Причем благотворительность была принята как среди христианок, так и среди мусульманских женщин. Она позволяла женщинам беспрепятственно действовать в сфере общественной жизни, и поддерживалась государством и духовенством. Так, например, к концу XIX в. в России были созданы Общество попечения о молодых работницах (1897 г.), Общество улучшения участи женщин (1899 г.), Русское женское взаимноблаготворительное общество (1899 г.) и др. Сначала в вышеперечисленных организациях принимали участие женщины из царской семьи, затем благотворительность получила более широкое развитие. Это были первые женские комитеты, в которых, кроме благотворительных целей, поднимался и вопрос равноправия женщин.

Благотворительная деятельность была достаточно развита и в мусульманской среде Крыма. Первая филантропическая акция в Таврической губернии была зафиксирована в Симферополе в 1812 г., а в 30-е гг. XIX в. практика сбора средств в пользу бедных стала регулярной. Среди крымских татар губернии была также распространена благотворительность, которая предписывалась исламом и выражалась в традиционных для мусульман формах – закат (налог в пользу нуждающихся), саадака (милостыня, форма, закрепленная Кораном) и др. В 1853 г. в Бахчисарае крымские татары основали первое в губернии мусульманское благотворительное заведение для опеки 30 мужчин и 40 женщин, при котором планировалось открыть сиротское отделение, где дети могли бы учиться ремеслам. Это заведение не было открыто из-за начала Крымской войны. В 1898 г. было создано Крымское благотворительное общество в Симферополе для помощи нуждающимся крымским татарам. Подобные благотворительные общества были популярными среди всего мусульманского населения Российской империи.

Благотворительные организации под руководством, как мужчин, так и женщин стали открываться во всех регионах России. Известно, что мусульмане оказывали помощь пострадавшим от Семиреченского землетрясения, Стамбульского пожара, голодающим соотечественникам, а также взаимную поддержку в деле культурного развития, в общественной деятельности. В 1898 г. мусульманское благотворительное общество было создано в Санкт-Петербурге. Целью его являлось вспомоществование и презрение беднейших из мусульман, содействие бедным ученикам-мусульманам к поступлению или завершению образования в средних и высших учебных заведениях. В отчете данного общества за 1901–1902 гг. в списке действительных членов значилось две женщины – А. Тальковская, жена полковника, и М. Халитова, жена инженера путей сообщения. В 1908 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество распространения просвещения среди мусульман, учредителями которого являлись две мусульманки – У. Сеид-Гиреевна, жена генерал-майора, и М. Ибрагимова-Шамиль, вдова генерал-майора. С. Фаизов отмечал, что в начале ХХ в. в России повсеместно учреждались руководимые женщинами из состоятельных семей благотворительные и просветительские общества. Так, в 1907 г. была создана первая татарская женская организация «Уфимское мусульманское женское общество». Позже, в 1912 г., подобное общество было открыто в Оренбурге.

В Крыму в 1914 г. на собрании, посвященном сбору пожертвований в пользу русской армии, У. Боданинский выдвинул предложение создать отдельный мусульманский женский кружок для изготовления одежды и перевязочных материалов раненым и больным воинам. Эта идея была принята и поддержана всеми участниками собрания. В Таврической губернии действовал еще один Дамский кружок для вспомоществования пострадавшим воинам. Несмотря на то, что Дамский кружок был открыт не мусульманками, в отчете о его деятельности значились крымскотатарские имена, которые также вносили свою лепту в благородное дело. В основном, деятельность всех перечисленных выше благотворительных организаций была направлена на развитие и поддержку образования, а общества, получившие широкое распространение в годы I мировой войны, выполняли свою основную задачу – помогали раненым. Участие женщин в благотворительной деятельности способствовало их самоорганизации, а также социальной активности.

Ленара Чубукчиева,
старший научный сотрудник МИККТ