Волынка – древний музыкальный инструмент, распространенный во многих странах мира. Различные варианты волынки существуют у многих народов: у болгар и гагаузов – гайда, у арабов – гайта, у армян – паркапзук, в Украине и в Польше называли – коза, у крымских татар – тулуп-зурна.
Тулуп-зурна – старинный национальный музыкальный инструмент крымских татар. Меха тулуп-зурны изготовляли из цельной козьей или овечьей шкуры длиной 60 см. Шейные отверстия и отверстия отрезанных ног служили путями притока и выхода воздуха. В шейное отверстие вставлялась свирель – къавал, состоявшая из тонкой деревянной трубочки с шестью-десятью дырочками для пальцев. Во время игры меха держали под мышкой. Играли на тулуп-зурне в основном пастухи – чобаны.
Путешественник XIX в. Е. Марков в книге «Очерки Крыма» описал звуки, которые издает тулуп-зурна: «Вдруг раздались нежные, за душу хватающие звуки…. Это старый чабан играл на волынке. Я в первый раз услышал игру на волынке.
Играл мастер своего дела, и игра меня поразила. Такую близость поэтически настроенной души к инструменту, выражающему это настроение, редко найдешь в другом инструменте…
Дудки поют, как свирель, только полнее и резче, а меха гудят и ревут, давая общий фон переливам темы. Дудки тут солисты, меха – хор под сурдинку…».
В первой половине XX века вместе с угасанием понятия «чобан» стал исчезать и этот инструмент. Известный этнограф Г. Бонч-Осмаловский писал: «Яркий образ чабана, в одиночестве годами пасшего свои стада на Яйле, почти отошел в область преданий. Исчезают из обихода их музыкальные инструменты тулуп-зурна и хавал…».
Благодаря стараниям первого директора Бахчисарайского музея У. Боданинского и сотрудников музея было собрано большое количество предметов быта, утвари, украшений, в том числе и музыкальных инструментов. В современной экспозиции Музея истории и культуры крымских татар можно увидеть тулуп-зурна, который был приобретен в селе Улаклы (Глубокий Яр) у пастуха Джафера Мамута в 1929 г.

Велиева Севиля,

специалист Музея истории и культуры крымских татар