В конце XIX – начале ХХ вв. Бахчисарай был наполнен насыщенной культурной жизнью. Этому способствовала активная культурно-просветительская деятельность со стороны действовавшего в данный период времени (1879–1883 гг.) городского головы И. Гаспринского. Тогда же в крымскотатарской среде стало динамично развиваться театральное дело. Со временем в театральных постановках стали принимать участие и женщины-мусульманки. В 1901 г. в Бахчисарае устраивались любительские спектакли на родном языке. Известно, что в самом начале зарождения театрального дела в Крыму женщины не имели возможности посещать театральные представления. В статье О. Акчокраклы говорилось о том, что с открытием любительского театра в Бахчисарае женские роли исполняли юноши, так как крымскотатарским девушкам было запрещено посещать театр.

Крымскотатарский театр. Фото, 20-е гг. ХХ в.

О первом участии крымскотатарских девушек в театральной постановке стало известно 18 февраля 1899 г. В Симферополе был поставлен спектакль «Прием гостей в крымскотатарской семье», где были задействованы и девушки. В силу того, что на сцене были показаны фрагменты из быта крымских татар, участие девушек зрители восприняли как показ обычаев и традиций, а не как игру актрис. О другом участии мусульманки в спектакле писал известный крымскотатарский режиссер Д. Меинов. Он вспоминал о дочери бахчисарайца А. Салпудая Мерзие, которая, выйдя замуж за турецкого актера, вместе с ним принимала участие в постановках в Симферополе. Позже она играла и на Кавказе, а в 1906 г. Мерзие вместе с сестрой Айше выступала в Бахчисарае. Бахчисарайские спектакли были для сестер последними. Они покинули Крым, не выдержав оскорблений и клеветы. В мусульманском обществе рассматриваемого периода с осуждением и презрением относились к актрисам. Выступление женщины на сцене перед публикой считалось недопустимым. Девушки, осмелившиеся на такой шаг, как правило, были изгоями в обществе, терпели оскорбления. Известная татарская актриса С. Байкина также была вынуждена уйти из отчего дома, чтобы заниматься любимым делом. В очерке «Артистка», посвященном С. Байкиной, описаны ее первые шаги в театральном искусстве. Кто-то из присутствующих в зрительном зале организовал скандал при появлении артистки, кроме того, на сцену полетели стулья, раздался свист, крик и вопли: «Уберите ее!». Подобное отношение к женщине-артистке было распространено в тюрко-мусульманском обществе России повсеместно. Это привело к тому, что вплоть до 1914 г. в бахчисарайской труппе не было ни одной девушки. Среди мусульман Казани ситуация была аналогичной. Посещение театра женщинами и девушками стало революцией. Известно, что на первом театральном представлении в 1908 г. в Петропавловске женщинам были отведены первые ряды, на втором представлении мужчины сидели в правых рядах, женщины – в левых, и только в третий вечер зрители сидели вместе, не разделяясь по гендерному признаку.

В 1917 г. популярность театра росла, среди крымских татар стали знамениты имена актрис А. Тайганской и Ф. Ширинской. О заслугах А. Тайганской в становлении и развитии крымскотатарского театра писали на страницах местной прессы. В газете «Ени дюнья» («Новый мир») говорилось о том, что А. Тайганская была первой актрисой среди крымскотатарских женщин, которая, несмотря на запреты, ступила на сцену. Кроме вышеперечисленных были известны имена артисток З. Грабовой, М. Сеитхалил; певиц – З. Реджебовой, Рехан ханым, М. Баккал и танцовщицы Зехры ханым. Позже крымскотатарские актрисы устраивали театральные вечера, ставили спектакли. Собранные средства, как правило, шли на благотворительные нужды, в помощь учащимся, различным общественным организациям, нуждающимся и больным.

Крымскотатарский театр. Фото, 20-е гг. ХХ в.

В последующем женщины стали главными участницами театральной жизни, а бесправное положение мусульманки было основной темой литературных произведений. Из ярких женских образов можно выделить героиню Эсму ханым в поэме А. Чергеева «Такъдир» («Судьба», 1913 г.), образ Эмине ханым в рассказе Д. Сейдамета «Унутылмаз козяшлар»                        («Незабываемые слезы», 1915 г.), образ Айше ханым в пьесе У. Болатукова «Айше-ханым» (1917 г.). Известны имена крымскотатарских писательниц-драматургов. Так, например авторству А. Тайганской принадлежали пьесы «Ешиль башмакълар» («Зеленые башмаки»), «Дюгюнден бир сахна» («Сцена из свадьбы»), «Чингине чалашы» («Цыганский шалаш»). Летом 1917 г. в Симферополе была поставлена комедия по пьесе А. Болатуковой. Женские роли в ней исполняли Э. Челебиева, З. Ширинская, Э. Болат.

В 1923 г. по решению III Съезда Советов Крымской Автономной Республики был открыт Крымский государственный татарский театр (официальное название на момент открытия). В театре играли А. Тайганская, А. Клычева, Э. Челебиева, А. Пармаксызова, А. Теминдар, И. Грабов, братья Париковы и многие другие.

Таким образом, женщины проявляли талант в актерской, писательской, режиссерской деятельности. Посредством театрального искусства они говорили о положении мусульманки, высмеивали архаичные устои, старались нести в крымскотатарское общество свет знаний, духовность, культуру.

Ленара Чубукчиева, старший научный сотрудник

Музея истории и культуры крымских татар