Вряд ли найдётся человек,  незнакомый с этим замечательным орнаментальным мотивом. Мы говорим о турецком, или персидском, или индийском огурце. А ещё его называют турецким бобом, персидским кипарисом, грушей, пейсли, бута и пр.

Его родиной принято считать Персию или Индию. Вот уже более 1000 лет он путешествует по миру, причём с завидным постоянством, хотя периодически переживает времена забвения.

Сначала этот мотив завоевал азиатские страны, затем – Европу и Россию, куда импортировались восточные ткани с «огуречными» узорами. Англичане, возвращаясь из индийских колоний,  привезли орнамент в Британию, и он стал настолько популярен, что в Шотландии стали производить дешёвые ткани с его изображением.

«Огурцы» изображались повсеместно: в ковроткачестве,  изготовлении текстиля, ювелирных украшений, посуды и домашней утвари и т.д. Подобно многим орнаментам, «огурец» был и остаётся  предметом исследований.  А трактуют его  по разному: и как язычок пламени, являющийся символом зороастризма, и как цветок, и как семечко манго и пр.

В собрании Бахчисарайского заповедника «огурцы» как элемент орнамента встречаются нередко, и не только  в тканях или предметах изобразительного  искусства.  К примеру, коллекция восточного художественного металла просто изобилует изображениями этих самых разных по форме элементов: он то кажется каплей, то язычком пламени, то шишкой или миндальным орешком.

Сегодня «огурцы» можно видеть и на галстуке респектабельного банкира, и на бандане туриста, и на татуировке эпатажного подростка.  А уважающая себя модница непременно имеет в своём гардеробе что-нибудь этакое, с «огурцом». Вот такие  они, полюбившиеся миру почти 10 веков назад…

 

Оксана Алпашкина,

 главный хранитель БИКАМЗ.