Крым Герай хан, дважды восседавший на престол Крымского ханства (1758-64 гг. и 1768-69 гг.), правил государством в период его расцвета, когда богатство и роскошь воплощались в архитектуре и интерьерах дворца. Крым Герай, по отзывам современников, любил пышность и блеск, застолья и пиры, красивую одежду. Он впервые учредил театр, где ставили пьесы Мольера. За столько короткий срок правления этот хан оставил яркий след в истории. Об этом писал знаменитый летописец Халим Герай султан:

«Ханом Кырым Гираем построена в Крыму мечеть под названием «Диляра» и еще одна мечеть в Каушанах, а также множество фонтанов, среди которых знаменит Ağlar Çeşme – Фонтан слез. В окрестностях Бахчисарая он, потратив большие деньги, создал сад, называемый Aşılama Bağça – Окультуренный сад, превратив его в совершенное место для отдыха и гуляний, в настоящий цветник из роз (gülistan). Им же из горных источников был проведен в Бахчисарай водопровод, обеспечивший город водой. В Румелии, в своем поместье Пынарбаши он построил достойный внимания высокий дворец, а во дворе дворца имелся красивый сад».

Известно, что во все времена при дворе работали зодчие, создававшие архитектурные шедевры. Вдохновением для них служил стамбульский дворец Топкапы, доказательством чего служит архитектура Ханского дворца. Кисти загадочного и талантливого мастера Омера принадлежат не существующая ныне Ешиль Джами (Зеленая мечеть), Фонтан Слез, росписи Ханской Ложи, ему приписывают росписи западной стены Биюк Хан Джами, пейзажи в Летней Беседке, а также росписи Золотого Кабинета.

Уникальным в своем роде является это помещение, закрытое для посещения ввиду своей ветхости более 20 лет назад. Золотой кабинет, имеющий второе название «Фруктовая», был возведен в середине 18 века в период правления Крыма Герая хана. Великолепные барельефы украшают простенки между витражами: вазы со всевозможными плодами, цветочные гирлянды и поэтические строки арабской вязью:

«Да наслаждается ежеминутно шах, при милости Божьей, удовольствиями; да продлит Господь жизнь его и счастье. Крым гирей хан, сын высокостепенного Девлет Гирея, источник мира и безопасности, правитель мудрый. Смотри! Вот державная его звезда взошла на горизонт славы и осветила целый мир. Краса крымского престола, повелитель великого царства, рудник кротости и великодушия, тень милости божией. Друзья его – щедрость и великодушие. Покровитель природных дарований, щедрый до расточительности: богатые и нищие тому свидетели. Да ослепляет Господь солнцем особы его зрение врагов. Благоволение божие к Крым Гирею доказывается тем, что милостивая тень этого благоволения – радость века его осенила вселенную удовольствием. Смотри! Этот увеселительный дворец, созданный высоким умом хана, оправдывает мою хвалебную песнь. Это здание, его радушием, подобно солнечному сиянию, озарило Бахчесарай. Смотря на живописную картину дворца, ты подумаешь, что это обитель гурий, что красавицы сообщили ему прелесть и блеск, что это нитка морского жемчуга, неслыханный алмаз. Смотри! Вот предмет достойный золотого калама. Китайский Мани, смотря на этот дворец, одобрил бы и выбор рисунка, и отличную отделку картин. Окрест дворца свежие лилии, розы, гиацинты. Сад, разумно расположенный, говорит как-бы языком; новая мысль эта расцвела в цветнике души. Любовник розы – соловей – пал бы к праху ног сада, если бы его увидел. Итак, если привлекательное это место мы назовем, как и быть должно, рудником радости, то каждое на него воззрение будет волнующимся морем наслаждения.

Раб придворного праха, будучи, как бы тенью знатности в правление Крым Гирей хана, (да будет двор его правосудия открыт и счастлив!) любя его душевно и сознавая в себе дар попугая, так воспел увеселительный его дворец. Два полные эти полустишия означают хронограмму».

Эти живописные строки расположены над карнизом по периметру комнаты. Свод камина украшен барельефом из фруктов и цветов. С обеих сторон от свода камина в застекленных нишах расположены в виде трех уступов деревянные полки, на которых, вероятно, тоже располагались лепные плоды. Любовь Крыма Герая хана к садам мастер выразил в оформлении этой комнаты. «Золотым» кабинет также назван не случайно: деревянные резные декоративные детали обильно покрыты позолотой.

Смеем предположить, что вдохновением этой великолепной работе послужила Фруктовая Комната в гареме дворца Топкапы, которая была выполнена в период правления султана Ахмеда III (1703 – 1730). Тогда в османском искусстве стали ярко проявляться элементы европейского барокко, а сформировавшийся особенный стиль получил название «Эпоха тюльпанов». В этот период была характерна страсть к садовым растениям и плодам, которая выражалась во всех проявлениях: поэзии, миниатюре, женских рукоделиях, оформлении интерьеров, архитектурных деталях, мебели и пр. Именно тогда появился и знаменитый «язык цветов». Стамбульская Фруктовая Комната пышно и помпезно оформлена рисованными картинами вазонов с фруктами, цветущими деревьями, розами, гиацинтами, гвоздиками и тюльпанами, а также поэтическими строками арабской вязью в картушах.

Фруктовая Комната бахчисарайского дворца отличается сдержанностью в оформлении, однако имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ: фрукты здесь не нарисованы, а выполнены из гипса и имеют объем, что усиливает декоративность, придает изящество и загадочность. Барельефы подчеркивают поэтические строки, восхваляющие щедрость и острый ум Крыма Герая, красоту дворца и окрестностей. Несомненно, это говорит о высоком художественном мастерстве зодчего.

Еще в середине 17 века известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Бахчисарае, восхищался дворцовыми садами в окрестностях города, перечисляя множество различных сортов гвоздики, тюльпанов, пионов, гиацинтов:

«Тысячи видов цветов с превосходным запахом, присланные в подарок ханам, наполняют нос ароматом… Различных плодовых деревьев, которые там растут, нет нигде больше не только в Крыму, но и в любой другой стране…Входящие в этот сад думают, что попали в вечный рай. Весной все деревья зацветают, цветут сливы, яблони, груши, черешни, вишни и другие деревья, распускаются прочие цветы. В этом месте человек пьянеет от благоухания».

Дары этих прекрасных садов запечатлены на стенах Фруктовой Комнаты: розы и вьюны, лимоны, различных сортов персики и яблоки, гранаты, арбузы, айва, груши, зеленый инжир, сливы, фиолетовые виноград и инжир, дыни.

Сафие Абдураманова,

Научный сотрудник МИККТ