Одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов у тюркских народов является саз, на нем зачастую играли исполнители исторических сказаний и лирическихпесен о любви – ашыки.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Бахчисарайском ханском дворце в середине XVII в., оставил сведения об инструментах, на которых исполнялись мелодии. Он пишет:

«… поют и играют на сазах, на бубнах и барабанах, на цимбалах, чангах и ребабах, в соответствии с законами музыки, по правилам круговращения они слагают слова и исполняют двенадцать макамов, двадцать четыре основных и сорок восемь составных частей, приемами зарб, фетх, полутоном и полутяжестью, основным и дополнительным тоном. Когда они исполняют сцены, собравшиеся прикладывают палец к устам, приходят в изумление и поражаются. Под мелодию прекрасного голоса присутствующие, не выходя из круга, по законам ладов кяр, накш, сават, заджаль, амаль, таснифат подражают голосу саза – мелодии сердца».

Саз – струнный музыкальный щипковый инструмент с длинным грифом и глубоким грушевидным корпусом. Изготовляется из орехового или тутового дерева. Древесина обязательно должна быть сухой. Необходимо сушить дерево на воздухе, в течение нескольких лет.

«Саз бывает цельный, долбленный или склеенный из отдельных клепок. Шейка саза – прямая, с тыльной стороны округленная – имеет от 10 до 14 ладов. Лады изготавливают из крепкого дерева и втискивают в шейку. В головку, являющуюся прямым продолжением шейки, вставлены деревянные колки. Две металлические струны – парные. Играют на сазе плектром, сделанным из коры вишневого дерева, защипывая все струны одновременно, что создает постоянно гармонический фон. Звук чистый, звонкий и вместе с тем мягкий»– такое описание музыкального инструмента дает выдающийся крымскотатарский композитор, музыкант XX в. Яя Шерфединов. Известно, что в Крыму саз бытовал примерно до 1925 года.

Два саза представлены в экспозиции Музея истории и культуры крымских татар. Один саз XVI века с длинным и тонким грифом. Приобретен он у жителя д. Ай-Серез (с. Междуречье Судакского р-на) Абдуля Гамита во время научной экспедиции 1925 г.

Второй – инкрустирован перламутром и костью, корпус выполнен из орехового дерева, гриф – из соснового дерева, пятиструнный, на конце грифа черная кисточка. В инвентарной книге 1920-х гг. этот предмет записан под названием баглама. Куплен у жителя г. Бахчисарая Исмаила Темиркая в 1930 г.

В крымскотатарском языке слово «багълама» переводится как припев песни. Интересно, что в Турции, «багълама» называют саз. «Багълама» – это большой саз с семью струнами.

С помощью саза поэты выражали свои чувства, переживания: радость, печаль, любовь … В звуках этого прекрасного музыкального инструмента слышится мелодия сердца исполнителя.

Севиля Велиева,
специалист МИККТ БИКАМЗ