Такой замечательный вид изобразительного графического искусства как гравюра известен миру с XVвека. Он подразумевает создание копий с оригинального произведения художника путём печати, в том числе и ручной. При этом абсолютно каждый оттиск считается авторским произведением. Огромное количество таких печатных листков издавалось в России в XVIII-XIX вв., причём как именитыми, так и безымянными авторами.

Коллекция графики в собрании Бахчисарайского музея-заповедника разноплановая и довольно многочисленная. Порядка 170 предметов в этой группе составляют гравюры и литографии, образцами для которых стали произведения  российских и европейских художников XVIII-XX вв. Вспомним о некоторых из них.

Карл фон Кюгельхен (1772-1831), художник немецкого происхождения, приехавший в Россию в возрасте 26 лет, проживший в ней более 30 лет, и именно в ней состоявшийся как замечательный пейзажист. Он довольно быстро обратил на себя внимание высшего общества, а вскоре его покровителем стал сам император. Кюгельхен работал очень плодотворно, совершил ряд путешествий по стране, дважды побывал в Крыму, привезя оттуда 400 (!) своих произведений. Критики отмечают в его работах хороший рисунок, довольно приятный колорит и, главное — умение выбрать правильный ракурс для написания. Кроме того, часть своих рисунков он сам же и гравировал. Две литографии этого мастера, посвящённые Бахчисараю, хранятся сегодня в собрании музея.

Нельзя не упомянуть еще об одном художнике, наследие которого представлено в коллекции музея, поскольку имя его связано с Крымом напрямую. Это Фёдор (Фридрих) Гросс (1822-1897), художник, литограф и археолог, родившийся, живший и работавший в Крыму. Сегодня мы можем судить о его творчестве в основном по сохранившимся литографиям с его работ. Часть из них была опубликована в «Русском художественном листке», познакомившего с творчеством Ф. И. Гросса всю читающую Россию. Также в 1846 году вышел в свет альбом «Виды Крыма», в котором литографии своих картин Ф. Гросс исполнил сам. В этот альбом, изданный в Одессе, вошли более 50 оттисков. В Бахчисарайской  коллекции графики хранятся всего 3 литографии.

Всякий ценитель этнографической  литературы, издаваемой в России в XIX веке, не обойдёт вниманием такой многотомный труд как «Очерки России», первая книга которого вышла в Петербурге в 1838 году. Его автор — Вадим Пассек (1807-1842), русский историк-этнограф и литератор. Успешно справившись с заказом министерства, а именно — составив статистическое описание Харьковской губернии в 1837 г., В. Пассек получает поручение описать и Таврическую губернию, что было им исполнено год спустя. Именно тогда историк и задумал вышеназванное издание, которое могло бы познакомить читателей с традициями многонациональной России. Всего «Очерков» вышло пять книг, в них было помещено множество литографий мастеров 1820—1840-х гг., часть которых были отпечатаны по рисункам самого Пассека. В качестве приложения к «Очеркам» был  издан альбом с литографиями. Печать их была осуществлена в Московской типолитографии, владельцем которой был немецкий предприниматель, основатель  товарищества «Кирстен и Менерт» Г. Кирстен, переехавший в Россию в 1836 году. Эти 12 литографий «на крымскую тему», изданных Кирстеном, являют собой сегодня прекрасный штрих бахчисарайской коллекции печатной графики.

Оксана Алпашкина,
 главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.