Имя мастера, впервые начавшего ткать металлические нити, история не сохранила, но известно, что парча появилась в начале нашей эры в Китае. Это неудивительно, ведь  основа парчи – это шёлк, производство которого началось именно в Поднебесной. Парчу там ткали со времён династии Сун, используя самый качественный шёлк, золото, серебро, камни и даже перья экзотических птиц. Процесс был весьма трудоёмким – платье для императора изготавливали более 10 лет, но результат того стоил.

Вскоре драгоценная ткань стала известна в странах Малой Азии — персидские и сирийские мастера научились создавать изысканные ткани, отличавшиеся роскошью и неповторимостью расцветок. Китайские переселенцы  организовали также производство парчи в Индии, и именно  в индийскую парчу, которая просто ослепляет своим золотым блеском, были завернуты останки Будды.

Со временем парча пришла и в средневековую Европу, где ценилась дороже мехов и золота. Позволить себе наряд из парчи могли только самые знатные европейцы, а если точнее – священнослужители и члены королевских семей, которым парчу поставляла Византия. В этой империи раскрытие секретов парчового производства  было равносильно государственной измене.

Как бы там ни было, но со временем парчу научились ткать везде — это производство с успехом освоили сицилийские, итальянские, французские, испанские, российские мастера. Правда, русская парча, которую начали производить с XVI века, не стала  столь знаменитой.

В зависимости от состава, парча имела множество разновидностей и названий: баберек, мор, глазет, алтабас, брокат, камка, дамаст и другие.

С изменением технологии производства парчи, уменьшалась цена на неё, поскольку драгоценные металлы заменялись сплавами, а со временем парчу вообще стали использовать для декорирования дома. Однако и сегодня она  остаётся символом богатства и роскоши и широко применяется для изготовления облачения духовенства, театральных костюмов и вечерних нарядов.

Бахчисарайский заповедник хранит порядка 50 образцов самых разнообразных видов парчи производства Италии, России, Франции XVII- XIX вв. Большая часть из них попала в Бахчисарай из Государственного Эрмитажа в 1950-е гг.

Коллекция парчовых тканей Бахчисарайского заповедника, безусловно, подтверждает,  насколько многообразно его фондовое собрание. Но главное — даёт возможность воочию увидеть: все восторженные  эпитеты в адрес феномена под названием парча абсолютно оправданны и понятны.

Оксана Алпашкина,

 главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.