Ношение деревянной обуви на платформе известно с античных времен. Котурны – сапоги на высокой колодке без каблука позволяли выглядеть величественнее и выше актерам Древней Греции. Знатные венецианские дамы ходили в деревянных туфлях цоколи, которые в высоту иногда доходили до полуметра. В Англии мастера по изготовлению деревянных башмаков упоминаются в XV в. Традиционные японские сабо, вырезанные из дерева, назывались гэта.

Деревянные ходули были известны и на Кавказе, в Сирии, в Османской империи. Черкесские женщины носили деревянные в форме ступни с острым носиком пхъэцуакъэ, достигавшие в высоту 12-20 см. Ходули укрепляли на двух равных по размеру деревянных подставках, были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Черкешенки одевали пхъэцуакэ на свадьбу. Традиционная, отделанная перламутром, обувь арабской невесты кааб-каб имела высоту до 18 см.

Налын или табалдырыкъ – деревянные ходули, которые носили крымские татарки. Высотой они были разные, начиная от 6 сантиметров, доходили до 12 см и более. Эта обувь украшалась перламутром, серебряными пластинками, обтягивалась бархатом. Путешественник Густав Радде писал:

«Когда в деревне очень грязно, татары, кроме толстой обуви, надевают искусно сделанные деревянные башмаки, которые устраиваются следующим образом. Из легкого дерева, обыкновенно из черного тополя вырезываются две толстые доски, до шести дюймов длины, которые имеют почти такую же форму, как у подошвы; а в передние их части вбиты гвозди, чтобы удобнее было бегать. Подошвы держатся на двух поперечных дощечках от трех до шести дюймов вышины; к ним прикрепляется в виде стремени широкий ремень, и, таким образом, башмак держится на ноге. У богатых татар можно видеть башмаки, очень красиво вырезанные перламутровой насечкой».

Налын одевали в баню, где полы нагреваются, и раскаляются так, что ходить можно только в деревянных ходулях. Вот, что сообщал Норман Пензер про бани гарема в Турции:

«… башмаки как раз использовались для того, чтобы в отапливаемых снизу банях люди не обжигали ноги о горячий мрамор и не скользили на мокром полу… И наконец, в них вы оказываетесь гораздо выше потопов воды и нечистот, время от времени загрязняющих поверхность пола».

Можно отметить, что налын носили еще в начале XX века. Совсем простые варианты этой обуви можно было изготовить и людям, не имевшим специальных навыков резьбы по дереву. Подобные деревянные ходули представлены в экспозиционных залах Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник».

 

Севиля Велиева ,

специалист Музея истории и культуры крымских татар