Традиционные праздники крымских татар – это, прежде всего, праздники религиозного характера. Однако не менее значимыми являются праздники, связанные с сельскохозяйственными работами.

Самым первым праздником в году по лунному календарю является праздник Невруз (кр. тат. — Наврез), который отмечался в день весеннего равноденствия 21 марта. Турки отмечали этот праздник 22 марта. Этот день символизировал наступление весны, обновление природы, являлся своеобразным сигналом к началу нового сельскохозяйственного года.

Невруз, являющийся по происхождению древнейшим персидским праздником, стал традиционным и для турок-огузов (предки турок), прижившись на территории Малой Азии. Таким образом, наряду с мусульманскими праздниками, Невруз стал государственным праздником в государстве сельджукидов (11-13 вв.) и даже в Османской империи (14-19 вв).

Как отмечают исследователи, при османском дворе главным элементом празднования было подношение даров правителю, которое происходило в час вхождения Солнца в знак Овна. Этот момент назывался «неврузие», так же называлась и пастила, которую готовил главный врач двора «хекимбаши». В состав пастилы входили травы, специи, соки ягод и пр. Это блюдо считалось защитой от укусов змей, сглазов и пр., подавалось главным врачом султану и его сановникам на богато украшенном блюде. За это придворные одаривали хекимбаши богатыми подарками. В этот день люди просили Аллаха о милости, здоровье, хорошем урожае, а правители и богатые люди раздавали милостыню неимущим.

Невруз для суннитов-земледельцев – очень важный праздник, означавший окончание зимы, начало посевных работ. Однако имевший шиитское происхождение, он не получил своего развития в дальнейшем, но турки-сунниты, сохранив некоторые обычаи этого праздника, культивировали сугубо суннитский Хыдырлез, воспринимаемый как праздник начала весны и нового года.

Легенд крымских татар, связанных с празднованием Навреза, нет. Однако это не означает, что крымские татары не отмечали этот праздник. Различные обычаи и обряды, выполнявшиеся в народе, позволяют говорить о его праздновании в народной среде. Так, за несколько дней до праздника хозяйки наводили в домах порядок, мужчины ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, загоны для домашних животных, дворы. К празднику женщины готовили выпечку, кобете, а мальчики готовили маски и костюмы козы.

Накануне женщины варили яйца, но не красили их. Кстати, символика яйца в весенних обрядах суннитов имела особое место: яйцо символизировало зарождение новой жизни. Как отмечают исследователи, эта традиция была распространена и среди турок-суннитов и связывалась с влиянием соседних греческих деревень.

Вечером разжигали костры и сжигали пришедшие в негодность вещи, юноши прыгали через костер, обливали друг друга водой. Одетые в костюм козы, дети, держа в руках ветки с укрепленными на них подснежниками – ходили по домам односельчан и пели песни:

Селям алейкум, къонакъбай,

Йыл башынъыз хайырлы олсун.

Кобетенъиз ягълы олсун.

Джамал, джамал, ялпакъ,

Башында кийиз къалпъак,

Эв алдында куньтабакъ,

Кене кельди янъы йыл!

Здравствуй, хозяин,

С новым годом.

Пусть ваше кобете будет масляным (пожелание достатка).

Ах, ах, плоское,

Как на голове валяная шапка,

Над домом солнце, круглое как поднос,

Вновь пришел Новый год!

 

Хозяйки угощали детей сладостями и орехами, а дети имитировали похищение праздничного кобете с кухни. Девушки также собирались в одном доме и пытались узнать свою судьбу с помощью нехитрых гаданий с кувшином, кольцами и розовым кустом.

В день праздника с утра мужчины посещали мечети, кладбища, поминали усопших родственников, просили в молитвах о хорошем урожае и приводили в порядок могилы. Хозяйки готовили ритуальную халву. Дети, одетые в праздничные наряды (чаще – зеленого цвета – как символ весны), ходили по домам и пели весенние песни, за что также получали угощение.

В день празднования также был важен ритуал проведения первой борозды уважаемым старцем поселка, который читал молитву и бросал первую горсть зерна. Было принято на праздничный стол подавать традиционный суп из курятины и домашней лапши, причем, если лапша «убежит» из кипящей кастрюли, считалось, что год будет урожайным.

Весенние обряды, начинавшиеся 21 марта, заканчивались 6 мая в день праздника Хыдырлез, который совпадал с днем святого Георгия. Празднование Хыдырлеза также сопровождалось многими традициями и обрядами с обязательным присутствием элементов традиционной религии.

 

Сафие Абдураманова, н.с. Музея истории и культуры крымских татар