Намазлыки, или молитвенные коврики, предназначенные для проведения мусульманами ритуала молитвы, стали активно и повсеместно использоваться в исламском мире примерно в 10-11 вв. Также это могла быть шкура животного, одежда и даже листва. И хотя наличиенамазлыка при совершении молитвы, собственно говоря, не является обязательным, мусульмане придают этому предмету культа особое значение, в связи с чем он довольно востребован — так, львиную долю всех ковров, производимых сегодня в соседней Турции, составляют именно намазлыки.
Как правило, коврик используется непосредственно при молитве, но известны и другие его предназначения: к примеру, благочестивый правоверный, посещая дом христианина, садился именно на намазлык — так он занимал «свою» территорию.
Намазлыки бывают разных размеров. Как правило, это коврик, предназначенный для одного молящегося, реже — для совершения намаза тремя и более людьми, что удобно не для мечети, а для семейного пользования. Но были и остаются намазлыки, рассчитанные на 30-40 человек — именно такие есть в мечетях.
Намазлыки изготавливали в самых разнообразных техниках, из самых разных материалов, здесь имели место не только каноны Ислама, но и местные традиции и устои, представления мастеров о мире и пр. Но самыми узнаваемыми элементами намазлыка, которые и отличают его от других ковров, являются арка и михраб — ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку.
Коллекция намазлыков Бахчисарайского заповедника не самая многочисленная в его огромном собрании, и насчитывает менее 30 предметов, что, впрочем, ничуть не умаляет её ценности и места в фондовом собрании. Среди намазлыков — изделия мастеров Ирана, Крыма, Турции, Кавказа и других. Это коврики разного типа: ворсовые, безворсовые, а также очень самобытные валяные, или войлочные.
Художественное оформление войлочных и безворсовых ковров из бахчисарайской коллекции своим совершенством позволяет отнести эти изделия к разряду изобразительного ковроткачества. Войлочные ковры весьма характерны для ногайской культуры. Также есть вероятность иранского происхождения некоторых предметов: на это указывают как традиционные изображения ваз и садовых цветов, колорит, тонкость рисунка так и высочайшее качество исполнения.
Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.