90 лет назад, в апреле 1925 г. в Париже начала работу Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Многие страны мира представили на ней свои произведения, и именно данная выставка  дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs) в декоративном искусстве первой половины XX века.

Безусловно, данная выставка стала богатой на открытия и имена.  Также примечательно и то, что именно здесь  экспонент «Россия» сменил вывеску на «СССР», а советский павильон стал одним из самых популярных и объёмных – оправдывая своё тогдашнее географическое  положение, он занял 1/6 часть выставочного пространства. Позже его назовут «шедевром в области современного проектирования».

В залах павильона были развёрнуты экспозиции Госторга и Госиздата, а также  народов СССР. Последняя была представлена, в том числе, юртами туркменских ковроделов и чумами народов Севера.

Экспонатами стали и произведения крымских мастеров. Более 400 предметов были заранее тщательно и скрупулёзно изучены и отобраны  крымскими специалистами для путешествия в Париж. Огромный вклад в этот процесс  внёс тогдашний директор Бахчисарайского музея У. Боданинский. По всему Крыму были собраны изделия ткачих, вышивальщиц, кружевниц, столяров, ювелиров и др. Неудивительно, что блестящим результатом проделанной работы стала бронзовая награда, полученная крымско-татарскими кружевницами.

По завершении работы Парижской выставки,  в октябре 1925 г., решением Главвыставкома часть предметов поступила в фонды Бахчисарайского музея, где хранится и сегодня. Среди них – платки, полотенца, салфетки, детали одежды, утварь, мебель и пр.

Глядя на эти предметы сегодня, спустя 90 лет, без преувеличения отметим, что их участие в выставке,  безусловно, способствовало пробуждению интереса европейцев не только к искусству народов СССР, но и к его промышленности.

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.