Хыдырлез среди тюркских народов был одним из главных праздников, отличался разнообразием и богатством обрядов, отмечался 6 мая (23 апреля по календарю Руми). Празднование Хыдырлеза совпадало с днем св. Георгия и обычно проходило совместно с христианским населением (греки, болгары и др.) как в Крыму, так и в Турции. Хыдырлез делил год пополам: именно 6 мая заканчивался срок наёма в работники, который начинался 8 ноября (день Касыма, в который начиналось полугодие).

Название праздника состоит из имен двух мусульманских святых – Хызыра и Ильяса. В мусульманской мифологии образ Хызыра – один из самых загадочных, многоликих: его называли «святым», «чудесным старцем», «исполнителем желаний», «вечно живым». Имя Хызыра упоминается в хадисах: испив «живой воды» из «источника бессмертия», он проходил через засушливые земли, тогда там начинала зеленеть трава, когда он совершал намаз – на деревьях распускались листья. В обрядах праздника четко прослеживаются древние языческие традиции, связанные с хозяйственной деятельностью народов всего Средиземноморья.

По мусульманским преданиям, Аль-Хидр был одет в зеленый плащ и чалму, путешествовал по реке жизни на рыбе.

Согласно мусульманской мифологии, Хызыр является бессмертным посланником Аллаха, с наступлением весны приходит к людям с помощью, изобилием, плодородием и здоровьем. «Аль-хадир» – с арабского языка – «зелень», «некто в зеленом». В народе Хызыра представляли одетым в зеленый плащ с цветочным орнаментом и красный колпак, обвитый зеленым шарфом.

Личность святого Ильяса упоминается в Коране среди праведников: «И Закарию, и Йахйу, и Ису, и Илйаса, — они все из праведных» (6:85). Ильяс считался покровителем моряков и путешественников по воде. По народным поверьям, Хызыр и Ильяс – братья, но встречались они лишь раз в год 6 мая, когда каждый из братьев совершил обход вокруг Земли. Согласно некоторым мусульманским преданиям, святой пророк Хыдыр, являясь духовным наставником Моисея и Александра Великого, испил воду из Источника Жизни и стал бессмертным. Именно он является наставником тех, кто желает постичь мистический путь суфизма. Образ Хыдыра неоднократно встречается в раннесредневековой литературе («История о пророках» Ибн Касира (14 в.), «Хамсе» индийского поэта-суфия Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325 гг.), «Искандер-наме» персидского поэта Низами Гянджеви (ок. 1141-1209 гг.)).

Среди общетюркских праздничных обрядов можно выделить следующие: накануне тщательно прибирали дома, дворы, амбары; причесывали лошадям гривы и хвосты.

Хызыр и Ильяс у Источника Жизни. Иллюстрация из «Хамсе» индийского поэта-суфия Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325 гг.).

Запрещалась всякая работа в этот день, считалось, что ослушавшегося Хызыр может строго наказать. Торжественно приносили в жертву ягненка и готовили праздничное угощение. Вечером разжигали костер, через который под звуки музыки перепрыгивали и переносили больных, т.к. считалось, что пламя очистит и исцелит, золой делали отметку на лбу «от сглаза». Интересным среди турецких народностей считался обычай, когда люди загадывали желание и выполняли макеты своих желаний, раскладывая их в саду: девушки на деревья вешали фату, желавшие родить ребенка – маленькую колыбель, мечтавшие о доме – небольшой макет дома, кусты роз украшали монетами. На ночь не запирали дома, оставляли открытыми амбары с пшеницей, котлы с едой, кошельки с деньгами, сундуки с приданым. Согласно поверью, Хызыр на рассвете обходил сады и жилища, ниспосылал благодать и исполнял желания.

Традиционно в день праздника все жители деревни выходили в поле, к источнику, на опушку леса, собирали цветы и лекарственные травы, сажали во дворах сильно пахнущие цветы. Обязательным атрибутом молодежных гуляний были качели. Считалось, что отвар из трав, собранных в Хыдырлез, нужно пить в течение 40 дней, и тогда отступит любая болезнь.

В Крыму, кроме общетюркских, бытовали и собственные традиции: Хыдырлез был одним из главных праздников в хозяйственном году и  завершал весенне-полевые обряды крымских татар. Накануне праздника в домах проводили уборку, выпекали кобете и небольшие хлебцы калакай. В каждой семье старались посадить плодовое дерево или цветы во дворе.

 Географ и натуралист Г. Радде в середине 19 в. писал, что в празднование Хыдырлеза «женщинам дозволяется выходить в поле, где они, несмотря ни на холод, ни на погоду, остаются целый день, проводя время в разных играх и в разговорах с мужчинами, которые, большей частью верхом, могут приближаться к ним и вступить в разговор.Этот праздник продолжается от 2 до 3 дней».

Традиционно крымские татары праздник проводили всем селением на лугах, устраивая угощения, игры, скачки на лошадях, борьбу куреш. 

Аль-Хадыр (справа) и Аль-Искандер (Александр) наблюдают, как соленая рыба, после прикосновения к ней водой из Источника Жизни, оживает. Иллюстрация из поэмы «Искандер-наме» персидского поэта Низами Гянджеви (ок. 1141-1209 гг.).

Главным моментом в праздновании было гадание на урожай: с горы скатывали хлебцы калакай и наблюдали, какой стороной хлеб упадет на землю. Исследователи конца 19 – начала 20 в. отмечали некоторые особенности праздника в Крыму. Так, Ф. Домбровский, исследователь хозяйственной культуры и знаток крымскотатарского языка, отмечал крайне редко встречающийся обычай в степных районах Крыма: до 23 апреля владельцы смежных деревень должны были заплатить взносы отлакот акъкъы парасы» – «долг за траву»), плату за то, что стада овец или лошадей могут случайно зайти на соседние поля и пастись на чужом подножном корме. Археолог и этнограф Б. Куфтин писал, что южнобережные татары

«отправляются в лес и поле к чтимым могилам «павших в сражениях» (азиз шегиртлер), катают с гор «для урожая» особые хлебцы и едят, сидя на траве. Совместно с греками, чтящими в этот день Егория, татары устраивают сборища (по-гречески панаиры) с общественным обедом под открытым небом, скачками и борьбой на кушаках».

Анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: праздник, основанный на древних земледельческих и кочевых традициях, имеющий исламские элементы, был призван «уговорить» силы природы и привлечь богатый урожай, здоровый приплод, а также получить исцеление от недугов, благополучие в семьи. Коллективные гуляния на природе сплачивали и объединяли жителей селения.

 Сафие Абдураманова, научный сотрудник МИККТ